Развитие ребёнка в возрасте 1,5 года:
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?
После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках относится только к 3-5 годам. Ещё дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Но в целом можно сказать, что в 1,5 года уже все дети могут ходить самостоятельно.
Также отметим дополнительные умения:
Выучивание любого движения требует многократных повторений, поэтому высокая активность детей, почти постоянное нахождение в движении, является необходимым условием правильного развития.
Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, "чтение" книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.
А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.
Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.
Также все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.
Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.
Обычно с 1 года до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов в месяц.
В возрасте 1,5 года ребёнок делает «великое лингвистическое открытие» (по терминологии Штерна), что у каждого предмета есть своё название. Это открытие влечет за собой активное любопытство с множеством вопросов «Кто это?», «Что это?» и мы видим резкий рост запоминаемых слов.
Но в 1,5 года мы ожидаем и качественный переход в развитии речи - обобщение предметов по существенным признакам. Поясним, что это значит.
До 1,5 лет ребёнок может называть одним словом предметы, случайно оказавшиеся рядом.
К примеру, мальчик называл словом «ква-ква» лягушку, пруд, лебедя, жидкость.
Теперь же ребёнку предстоит среди совсем разных предметов, находящихся в разных ситуациях и разных местах, найти то общее, существенные признаки, по которым они объединяться в единую группу и назовутся единым словом.
К примеру, большая собака у соседей во дворе, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, которая стоит у мамы на кухне, мягкая игрушка-собака лежит у ребёнка в кроватке (и её можно обнимать и гладить, а до других дотрагиваться нельзя). Всем этим 4-м явлениям - живым и рукотворным, из разных материалов, с разным функционалом - принадлежит слово «собака».
Ребёнку предстоит проделать большую мыслительную работу, чтобы понять: почему именно все эти животные-предметы называются «собака».
В этот период у малыша преобладают яркие положительные эмоции. Новые предметы вызывают удивление, восторг.
Развитие ребёнка все так же движимо его любопытством, поэтому взрослому необходимо поддерживать исследовательский интерес малыша. Нормальным станет появление большого числа вопросов типа «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?» …
Возраст 1-1,5 года является «трудным» возрастом, поскольку у ребёнка может возрастать не только упрямство, но и яркое эмоциональное выражение желаний. Мы можем видеть, как в ответ на запрещение ребёнок ещё настойчивей повторяет действие. Иногда даже кажется, что он делает это «назло». А усиление запрета и попытки силой прекратить нежелательное поведение могут вызывать «истерики» с капризным плачем, «бросанием на пол», активным битьем руками и ногами по случайным предметам.
Ошибкой будет думать, что ребёнок вам противостоит или делает что-то «против» вас. Он просто не знает, как по-другому выразить то, что с ним происходит. Любое «силовое» воздействие будет усугублять положение. Если же попробовать понять ребёнка, что, конечно, требует усилий и не всегда возможно, то можно попытаться перевести эмоциональные реакции в беседу: «Что ты хочешь?», «Что так понравилось?», «Я хочу тебе помочь, давай ты будешь показывать, а я постараюсь тебя понять» и т.д.
Всегда помним, что захлёстнутый эмоцией ребёнок не может тут же превратиться в разумно изъясняющегося человека, но шаг навстречу друг другу всегда более продуктивен, чем противостояние.
Мы должны помнить, что ребёнок пока не открыл своих переживаний и не может сказать «я зол» или «я рад». Эта ориентировка в собственных чувствах произойдет только к концу дошкольного периода.
В возрасте 1,5 года малыш может указать мимикой, жестами, какими-то звуковыми последовательностями на то, что его беспокоит или влечет. Помогая ребёнку в этом процессе, мы создаем основу для самопонимания и доверия близким.
Чем быстрее ребёнок научится сообщать (говорить) о своих желаниях и чувствах, тем быстрее пройдет кризис 1-го года жизни и тем проще будет преодолевать сложности в дальнейшем, ведь понимание себя, своих эмоций и желаний, ощущение поддержки от сильного любящего взрослого невозможно переоценить.
Многие психологи говорят о том, что первый год жизни дает ту психологическую основу, с которой ребёнок дальше пойдет по жизни.
Невозможно представить нормального развития без активного участия взрослого в исследовательской деятельности ребенка. Взрослый показывает, рассказывает, поправляет, комментирует, останавливает и т. д.
При сильном стрессе у родителей, депрессиях, отсутствии помощи ребёнку, возможны задержки в скорости развития.
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 12-14 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:
109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.
Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна (таблица с нормами сна).
Читателям → Читателям от 0 до 3-х лет → Календарь развития малыша → Развитие детей от 1 года до 2 лет
Возрастные особенности ребенка от года до 2-х лет.
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.
Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.
Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.
Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.
Сто раз «нет»!
«В полтора года Гера превратился в «нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!». Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя: «Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие отвечает недовольным отрицанием». (Галина, мама Германа 1 г. 7 мес.)
Комментарий психолога
В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».
Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.
Уроки дипломатии
Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.
Источник: психолог Лариса Захарова
Журнал «Счастливые родители», №135.
http://www.parents-online.ru/
Список использованной литературы:
1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.
2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.
3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.
4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.
5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.
6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.
7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.
8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.
9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.
Авторы редакторов WebMD
Вашему ребенку сейчас 18 месяцев. Как время летит! Какие вехи они должны были пройти в этом возрасте?
Ваш ребенок должен уметь:
В этом возрасте ваш ребенок может попытаться вылезти из кроватки. Если это так, повесьте колокольчик на кроватку, чтобы вы могли знать, когда они это делают, и убедитесь, что пространство в их спальне безопасно и свободно от предметов, на которые они могут упасть или наткнуться. Их вылезание из кроватки может быть признаком того, что пришло время переместиться в постель.
Ваш ребенок должен уметь:
По мере приближения к 18 месяцам им будет легко манипулировать предметом между большим и указательным пальцами (например, поворачивать ручку или вставлять круглый стержень в отверстие). Вы можете развивать эти навыки, пробуя такие игры, как вставлять большие квадратные колышки в одинаковые отверстия (это сложнее, чем с круглыми колышками, потому что вы должны совмещать углы), складывая пять или шесть блоков или разбирая игрушки и собирая их обратно. Вы также можете позволить им иногда есть, даже если это грязно.
Ваш ребенок должен уметь:
Продолжайте говорить и читать своему ребенку, чтобы развивать его вербальные навыки. Для них нет ничего необычного в том, что они могут сказать несколько слов, которые никто не может понять, кроме их родителей. Они также могут использовать одно слово вместо целого предложения, например «вверх», что означает «подними меня!» Чтобы говорить, нужно время, поэтому не расстраивайтесь, если вам кажется, что им требуется больше времени, чем детям других людей. Вы можете обнаружить, что в один прекрасный день они, наконец, «понимают» и переходят от редких разговоров к полным предложениям.
Ваш ребенок может:
Это возраст, когда дети начинают проверять границы. Ваш ребенок может сказать «нет» любым новым ситуациям или начать закатывать истерику, чтобы добиться своего. Что случилось с твоей милой маленькой девочкой, которая делала все, что ты просил? Они все еще там, но учатся независимости, и часть этого заключается в том, чтобы пытаться делать все по-своему.
Они также начинают понимать, что такое делиться (предлагая что-то кому-то), хотя они могут принять решение немедленно забрать это обратно. Вы, как родитель, должны показать им, что истерики недопустимы, и наказать их за неподобающее поведение. Но, прежде всего, будьте терпеливы с ними, пока они во всем разбираются.
Ваш ребенок должен уметь:
На этом этапе дети любят игры с «выигрышем» — они нажимают кнопку, и начинает играть, например, музыка. Им также понравится играть с мыльными пузырями, которые вы для них надули, или повторять детские стишки с действиями.
Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не может делать что-либо из следующего к 18 месяцам:
В 18 месяцев ваш ребенок также должен пройти тестирование на аутизма, а также для общего развития, по данным Американской академии педиатрии. Это особенно важно, если у них проявляются признаки задержки развития.
Дети младше 18 месяцев не понимают, что символы на экране представляют собой эквивалентные объекты в реальном мире, поэтому Американская академия педиатрии не рекомендует детям смотреть какие-либо экраны до этого возраста, будь то по телевизору. или планшет.
Дети старше 18 месяцев могут учиться по высококачественным образовательным программам, но их родители должны смотреть вместе с ними и повторять уроки. Не позволяйте вашему ребенку смотреть на экраны самостоятельно.
Авторы редакторов WebMD
Вашему ребенку сейчас 18 месяцев. Как время летит! Какие вехи они должны были пройти в этом возрасте?
Ваш ребенок должен уметь:
В этом возрасте ваш ребенок может попытаться вылезти из кроватки. Если это так, повесьте колокольчик на кроватку, чтобы вы могли знать, когда они это делают, и убедитесь, что пространство в их спальне безопасно и свободно от предметов, на которые они могут упасть или наткнуться. Их вылезание из кроватки может быть признаком того, что пришло время переместиться в постель.
Ваш ребенок должен уметь:
По мере приближения к 18 месяцам им будет легко манипулировать предметом между большим и указательным пальцами (например, поворачивать ручку или вставлять круглый стержень в отверстие). Вы можете развивать эти навыки, пробуя такие игры, как вставлять большие квадратные колышки в одинаковые отверстия (это сложнее, чем с круглыми колышками, потому что вы должны совмещать углы), складывая пять или шесть блоков или разбирая игрушки и собирая их обратно. Вы также можете позволить им иногда есть, даже если это грязно.
Ваш ребенок должен уметь:
Продолжайте говорить и читать своему ребенку, чтобы развивать его вербальные навыки. Для них нет ничего необычного в том, что они могут сказать несколько слов, которые никто не может понять, кроме их родителей. Они также могут использовать одно слово вместо целого предложения, например «вверх», что означает «подними меня!» Чтобы говорить, нужно время, поэтому не расстраивайтесь, если вам кажется, что им требуется больше времени, чем детям других людей. Вы можете обнаружить, что в один прекрасный день они, наконец, «понимают» и переходят от редких разговоров к полным предложениям.
Ваш ребенок может:
Это возраст, когда дети начинают проверять границы. Ваш ребенок может сказать «нет» любым новым ситуациям или начать закатывать истерику, чтобы добиться своего. Что случилось с твоей милой маленькой девочкой, которая делала все, что ты просил? Они все еще там, но учатся независимости, и часть этого заключается в том, чтобы пытаться делать все по-своему.
Они также начинают понимать, что такое делиться (предлагая что-то кому-то), хотя они могут принять решение немедленно забрать это обратно. Вы, как родитель, должны показать им, что истерики недопустимы, и наказать их за неподобающее поведение. Но, прежде всего, будьте терпеливы с ними, пока они во всем разбираются.
Ваш ребенок должен уметь:
На этом этапе дети любят игры с «выигрышем» — они нажимают кнопку, и начинает играть, например, музыка. Им также понравится играть с мыльными пузырями, которые вы для них надули, или повторять детские стишки с действиями.
Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не может делать что-либо из следующего к 18 месяцам:
В 18 месяцев ваш ребенок также должен пройти тестирование на аутизма, а также для общего развития, по данным Американской академии педиатрии.