Консультация для родителей: «Навыки самообслуживания детей 4- 5 лет»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
-хозяйственно – бытовой труд,
-труд в природе,
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
- коллективная трудовая деятельность.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки, которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т. д. При этом необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми операций по самообслуживанию.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты т.д.).
У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо» . Они понимают и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться, не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле, дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом, важно установить связь между трудом и игрой.
Нужно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и показа способа действий на данной этапе занимает важное место. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти нужную вещь.
Стоит отметить, что положительного эффекта можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей.
Поскольку дети к 4-5 годам овладевают основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т. д.).
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также закрепления полученных в саду и дома умений.
Чем старше ребенок становится, тем меньше ему нужна помощь родителей в повседневных делах: малыш учится сам мыть руки, чистить зубы, одеваться. Пока одни уже в три года ловко справляются с зубной щеткой и начинают осваивать пуговицы, другие сталкиваются с абсолютно неожиданными сложностями. Педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» раскрывают секреты развития навыков самообслуживания у дошкольников.
Сперва давайте разберемся, что входит в понятие навыков самообслуживания. В целом, это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой. К навыкам самообслуживания можно отнести привычку регулярно чистить зубы и расчесывать волосы, самостоятельно ходить в туалет, одеваться и раздеваться, использовать принятые в обществе столовые приборы и так далее. Иногда к навыкам самообслуживания также относятся базовые навыки коммуникации с другими людьми.
Очевидные бонусы овладения навыками самообслуживания ясны, малыш становится самостоятельнее, уже не нужно следить за каждым его шагом. Тем не менее, многие родители пренебрегают навыками самообслуживания, фокусируясь больше на развитии мышления ребенка и его творческих способностей. Однако, педагоги и психологи в один голос утверждают, что самообслуживание вносит неочевидный, но ощутимый вклад буквально во все сферы жизни малыша.
Выучивание последовательности действий благотворно влияет на развитие памяти и мышления, участвует в улучшении внимания ребенка. Следует также помнить, чем большим количеством навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации, поэтому навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общую смышлёность ребенка.
Вы когда-нибудь задумывались насколько хорошо нужно владеть своим телом, чтобы самостоятельно надеть футболку, справиться с пуговицей или завязать шнурки? Многочисленные мелкие действия, которые малышу приходится выполнять при одевании и других процедурах становятся самыми настоящими упражнениями на развития мелкой и крупной моторики.
В нашем обществе навыки самообслуживания понимаются как показатель адекватности человека, мы даже неосознанно оцениваем людей по их внешнему виду и опрятности. Ребенок, который к 6-7 годам имеет проблемы с одеванием или, тем более, нуждается в помощи во время посещения уборной, вероятно станет объектом для насмешек сверстников, а иногда и взрослых. Верно и обратное, ребенок, не имеющий трудностей с самообслуживанием, чувствует себя уверенней, легче адаптируется к детскому саду и школе.
Навыки самообслуживания это не только про опрятность ребенка, это навыки, которые влияют почти на все сферы развития ребенка. К тому же посещение садика и общение с другими людьми вызывают у ребенка гораздо меньше стресса, если он способен самостоятельно позаботиться о себе.
Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти многочисленные и порой сложные навыки? Собрав опыт других родителей и рекомендации педагогов, мы выделили пять советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:
Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на стенку. Такие карты помогут малышам запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций.
Делите сложные действия на маленькие шаги. Не пытайтесь научить ребенка всему и разу, разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.
Будьте последовательны. Возьмите себе за правило, что пока ребенок маленький, он решает одну бытовую задачу одним способом, это позволит ему быстрее выучить необходимые действия. Расширять репертуар и работать над креативностью вы будете после освоения базового навыка, а сейчас постарайтесь, чтобы вещи лежали на своих местах, процедуры по уходу за собой имели собственный распорядок, а новый предмет гигиены или элемент одежды не слишком отличался от своего предшественника.
Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.
Выделяйте достаточно времени. «У нас нет времени ждать пока он там копается!» - возмущаются родители, когда мы начинаем разбираться в причинах несамостоятельности малыша. Такой подход не только не позволяет ребенку развиваться, но и подвергает его постоянному стрессу. Представьте, если после пары демонстраций вас заставили бы быстро завязать особые морские узлы или сыграть без ошибок какую-нибудь мелодию. Именно так ситуацию видит ребенок. Варианта два: изначально выделить в два раза больше времени на необходимые процедуры или, в крайнем случае, помочь ему выполнить задачу.
Другие рекомендации вы найдёте в видео ниже:
Разумеется, опытные родители опробовали много способов научить ребенка одеваться и ухаживать за собой. Мы предлагаем пять развивающих упражнений для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:
Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс? Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.
Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.
Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.
Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.
Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.
Дети осваивают навыки самообслуживания через наблюдение и повторения, а также с помощью игр. Для того, чтобы подобрать подходящую активность, проанализируйте, что у малыша получается лучше, а что хуже.
Недостающие навыки разбейте на операции и подберите активности, которые связаны с развитием данных операций. Идеи всегда можно подсмотреть в родительских сообществах или попросить совета у педагогов и детских психологов.
Мы собрали приблизительный список навыков, которые дети, как правило, осваивают к определенному возрасту. С помощью данной таблицы родители могут сориентироваться, насколько типично развивается малыш. Небольшие расхождения с таблицей могут быть вызваны индивидуальными особенностями и не требуют особого внимания, но, если вы замечаете, что ребенок не освоил и половины навыков из списка, возможно, следует обратиться к детскому психологу, который позволит выявить причины подобного отставания и поможет скорректировать это.
Возраст |
Освоенные навыки |
0-6 месяцев |
|
6-12 месяцев |
|
1-2 года |
|
2-3 года |
|
3-4 года |
|
4-5 лет |
|
5-6 лет |
|
Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.
Если малыш систематически не справляется с одним или несколькими навыками самообслуживания, родителям следует насторожиться и, по возможности, обратиться за консультацией к детскому психологу, ведь подобная картина может быть связана как с безобидными индивидуальными особенностями воспитания и развития ребенка, так и с более серьезными проблемами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также может быть индикатором эмоционального неблагополучия ребенка.
На просторах интернета можно часто встретить рекомендацию не отдавать ребенка в садик до того, как он полностью освоил все базовые навыки самообслуживания. Это связано с тем, что во многих детских садах, воспитатели буквально требуют от детей самостоятельности и никак не помогают малышам, ссылаясь на большое количество детей в группе.
К счастью, детские сады при частных развивающих центрах могут позволить себе делать группы меньше, чтобы у воспитателей было достаточно времени на работу с каждым ребенком. Сотрудники Детских Монтессори центров «Созвездие» очень хорошо знакомы с воспитанием в детях самостоятельности и развитием бытовых навыков. Родители наших воспитанников отмечают, что буквально через пару месяцев посещения развивающих занятий и детских садиков «Созвездия» дети значительно реже просят помочь им с простыми задачами, лучше поддерживают порядок в комнате, им не нужно напоминать о необходимых процедурах по сто раз. Наш секрет в том, что мы не только используем тщательно продуманные методики работы с дошкольниками, но и стараемся поддерживать диалог с родителями и регулярно предоставлять им индивидуальные рекомендации по организации пространства, воспитанию и развитию малышей. Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клубе «Созвездие», и вы сможете увидеть всё своими глазами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
< Вернуться к Контрольные списки для развития ребенка
Инструкции: Ответьте на все вопросы в соответствии с текущей возрастной группой вашего ребенка, ответив «Да» или «Нет».
Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Есть ли у вашего ребенка трудности с:
9 лет0004 | Навык | Да | № |
0-6 месяцев | Отслеживание объектов глазами. | ||
Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно движется вверх и вниз по скоординированной схеме. | |||
Сон с интервалом 4-10 часов. | |||
Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач. | |||
6-12 месяцев | Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой.![]() | ||
Дотягиваться до близлежащих предметов. | |||
Отслеживание объектов глазами. | |||
Сон 10-12 часов с одним пробуждением. | |||
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам. | |||
Пить из чашки. | |||
Самостоятельно держит бутылку или чашку. | |||
Использование языка для перемещения пищи по рту. | |||
Самостоятельное кормление маленькими крекерами или другими мелкими кусочками пищи. | |||
1-2 года | Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев). | ||
Поиск скрытых объектов в нужном месте. | |||
Игра рядом с детьми. | |||
Подражание взрослому. | |||
Участие в творческой игре.![]() | |||
Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Регулярная встреча со взрослыми/опекунами. | |||
Переносимость смены подгузников. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Попытка почистить зубы. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Снятие собственных носков и обуви. | |||
Взаимодействие с перевязкой путем вытягивания руки или ноги. | |||
2-3 года | Использование туалета с посторонней помощью и контроль в дневное время. | ||
Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.![]() | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу. | |||
Расстегивание больших пуговиц. | |||
Выражение эмоций. | |||
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам. | |||
Участие в творческой игре. | |||
Различать мочеиспускание и дефекацию, правильно называть. | |||
Использование салфетки для протирания лица и рук. | |||
Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки. | |||
Снятие носков и обуви. | |||
Наслаждение/терпение грязной игры. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Попытка почистить зубы. | |||
3-4 года | Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий.![]() | ||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
По очереди. | |||
Самостоятельная чистка зубов. | |||
Игра с 2 или 3 детьми в группе. | |||
Самостоятельное одевание и раздевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах). | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Самостоятельное пользование туалетом. | |||
Использование салфетки для протирания лица и рук. | |||
Самостоятельная упаковка предметов. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений.![]() | |||
4-5 лет | Использование салфетки для протирания лица и рук. | ||
Устраиваются спать по ночам. | |||
Самостоятельная упаковка предметов. | |||
Развитие дружеских отношений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Соблюдение правил. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Самостоятельное пользование туалетом. | |||
Выбор одежды по погоде. | |||
Самостоятельное одевание. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
По очереди. | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки.![]() | |||
5-6 лет | Самостоятельное одевание. | ||
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место). | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком на молнии, пищевых упаковок. | |||
Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки. | |||
Справляться с трудностями/шумом. | |||
Самостоятельно устроиться на сон. | |||
Упаковка сумки для школы или других прогулок с посторонней помощью. | |||
6-7 лет | Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.![]() | ||
Самостоятельно засыпает и спит всю ночь. | |||
Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам. | |||
Самостоятельный душ. | |||
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками. | |||
Выражение эмоций. | |||
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место). | |||
Самостоятельное пользование туалетом днем и ночью. | |||
Работа в оживленных/шумных условиях. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Указание времени. | |||
Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом.![]() | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Подавление потребности говорить и задавать вопросы. | |||
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов). | |||
7-8 лет | Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки. | ||
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками. | |||
Воспоминание о событиях и их описание. | |||
Выражение эмоций. | |||
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали. | |||
Посещение в течение более длительного периода времени. | |||
Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды). | |||
Работа в оживленных/шумных условиях.![]() | |||
Самостоятельный душ. | |||
Взять на себя больше обязанностей (например, работу по дому). | |||
Понимание денег. | |||
Определение времени и демонстрация навыков тайм-менеджмента. | |||
Подавление потребности говорить и задавать вопросы. | |||
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов). |
Этот контрольный список был разработан в качестве функционального скрининг навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированного исследования.
Информация в этом контрольном списке собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, детскими садами и школами в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.
< Вернуться к таблицам развития ребенка более). Их часто называют повседневной деятельностью (ADL). Хотя у маленьких детей они обычно поддерживаются взрослыми, ожидается, что дети будут развивать в них независимость по мере взросления.
Организация включает в себя возможность установить, какие задачи вам нужно выполнить, когда и как. Частью организации является понимание требований задачи. Организация является важным навыком, необходимым для соблюдения повседневных дел, выполнения действий по уходу за собой, а также академических задач.
Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.
Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были реализованы моложе своего текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Возраст | Вехи развития | Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты |
0–6 месяцев |
|
|
6-12 месяцев |
|
|
1-2 года |
|
|
2-3 года |
|
|
3-4 года |
|
|
4-5 лет |
|
|
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
7-8 лет |
|
|
Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.