Что делать когда в школе обижают ребенка


Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них ответственность, заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется помощь взрослых, которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.

В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.

Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.

При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.

Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.

Как понять, что ребенка обижают: основные признаки

Нежелание идти в школу. Ребенок ищет любые предлоги, чтобы не пойти в ненавистную ему школу и избежать общения с коллективом. Он начинает систематически прогуливать, искать причины, чтобы остаться дома, становится молчаливым и замкнутым, отказывается обсуждать школьную жизнь и своих друзей.

Нежелание идти в школу и подвергаться травмирующей ситуации может проявить себя на уровне соматики: у ребенка появляются систематические головные боли, расстройство пищеварения, он начинает часто болеть.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.

Пройти тест

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Как быть, если ребёнка обижают в школе? В прошлый раз мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.


Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.


Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.


Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.


Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Что такое издевательства | StopBullying.

gov

Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. И у детей, над которыми издеваются, и у детей, которые запугивают других, могут быть серьезные, длительные проблемы.

Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:

Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.

Типы травли

Существует три типа травли:

Где и когда происходят издевательства

Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.

Частота издевательств

Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:

См. также «Частота киберзапугивания».

Как предотвратить травлю | StopBullying.gov

Родители, школьный персонал и другие заботливые взрослые должны сыграть свою роль в предотвращении издевательств. Они могут: 

Помогите детям понять издевательства

Дети, которые знают что такое издевательства , могут лучше определить их. Они могут говорить о травле, если это происходит с ними или другими. Дети должны знать, как безопасно противостоять издевательствам и как получить помощь.

Держите линии связи открытыми

Исследования показывают, что дети действительно обращаются к родителям и опекунам за советом и помощью в трудных решениях. Иногда 15 минут разговоров в день могут убедить детей, что они могут поговорить со своими родителями, если у них возникнут проблемы. Начните разговор о повседневной жизни и чувствах с таких вопросов:

Прямой разговор о травле — важный шаг к пониманию того, как эта проблема может повлиять на детей. На эти вопросы нет правильных или неправильных ответов, но важно побуждать детей отвечать на них честно. Убедите детей, что они не одиноки в решении возникающих проблем. Начните разговор о травле с таких вопросов:

Получите больше идей для разговора с детьми - PDF о жизни и травле. Если возникнут проблемы, обязательно ответьте.

Есть простые способы, с помощью которых родители и опекуны могут быть в курсе жизни детей.

Учителя и школьный персонал также должны сыграть свою роль.

Поощряйте детей делать то, что они любят

Помогите детям принять участие в мероприятиях, интересах и увлечениях, которые им нравятся. Дети могут заниматься волонтерством, заниматься спортом, петь в хоре или вступать в молодежную группу или школьный клуб. Эти мероприятия дают детям возможность повеселиться и познакомиться с другими людьми с такими же интересами.


Learn more