Что делать если с ребенком не хотят дружить в садике


С ребёнком не хотят дружить: что делать — karpachoff.com

«Со мной никто не дружит» — фраза, которую неприятно слышать любому родителю. Хочется видеть своего ребёнка счастливым, реализованным и успешным, а как это возможно, если он постоянно один? Это огорчает и заставляет искать в нём какие-то изъяны. Но не всегда причина лежит на поверхности.

Почему с ребёнком не дружат и что делать родителям, чтобы ему помочь — расскажем в нашей статье.

С ребёнком не хотят дружить: почему

Начнём с того, что проблемы общения со сверстниками периодически возникают у всех детей. Даже если ребёнок компанейский, у него много друзей, это не значит, что он не столкнётся с предательством, ложью, подлостью и корыстью. В детских коллективах всё это проявляется особенно остро, потому что дети ещё не умеют скрывать свои эмоции. Поэтому первый вывод, который вы можете сделать, — ваш ребёнок не одинок в своих проблемах. Что-то подобное наверняка было и у вас в детстве.  

Но одно дело — проблемы с товарищами, а другое — когда друзей нет вообще. По статистике, 25-30% детей в возрасте от 8 до 12 лет чувствуют себя одинокими и никому не нужными. С возрастом этот показатель снижается — уже среди подростков он составляет 8,6%.

Рассмотрим несколько причин, почему с вашим ребёнком никто не дружит:

Стеснительность, заниженная самооценка

Способность создавать дружеские связи напрямую зависит от качеств личности ребёнка. Если он очень застенчивый, молчун, не умеет активно поддерживать беседу, другие дети могут сторониться его. Причём без злого умысла — им просто неинтересно дружить с таким человеком. Важна ваша позиция в этом случае:

Формирование здоровой самооценки ребёнка начинается с уважения его мнения. Смотрите видео Дмитрия Карпачёва на тему «Как помочь ребёнку сформировать собственное мнение».

Гиперопека

Бывает, что с ребёнком не хотят дружить в детском саду или школе по причине чрезмерной заботы о нём со стороны семьи. Маменьких сыночков не любят в детских коллективах. Над ними подтрунивают, называют «малявками» и т. д. Капризных и требовательных девочек исключают из совместных игр, потому что те привыкли, что мама с папой делают всё так, как хочется любимому чаду.  

Неумение дружить

Проанализируйте, какой пример вы подаёте своим детям — если у вас ограниченный круг общения, который в основном состоит из родственников, то научить дружить вы не сможете. Также умение дружить вырабатывается в процессе социализации — на внеклассных занятиях, в спортивных секциях, в летних лагерях и пр. Ребёнок, который постоянно находится дома с родителями, может банально не знать, как это — дружить. 

Агрессивность

«Что делать, если с ребёнком не хотят дружить во дворе, в школе или садике?», — тревожно спрашивают родители. Мол, он же такой хороший! Но сильно удивляются, узнав истинную причину. Мы склонны идеализировать людей (а особенно — детей), которых любим, поэтому можем не замечать их проблемного поведения.

Как можно дружить с тем, кто дерётся, ломает игрушки, жестоко троллит других детей? Открыть глаза и объективно посмотреть на своего ребёнка — первое, что нужно делать, чтобы разобраться в проблеме отсутствия друзей.  

Понять, как ребёнку надо себя вести в разных ситуациях, а как не стоит, поможет статья «Правила поведения в общественных местах для детей».

Необоснованные лидерские амбиции

Взращивать в ребёнке лидера — благородная цель. Но многие люди искажённо воспринимают это понятие. Быть лидером — значит, вести за собой коллектив, сплачивать, вдохновлять. А на практике часто лидерство проявляется в виде желания командовать другими ребятами, диктовать им своё мнение и правила игры. И если с ребёнком не хотят дружить в школе, потому что он навязывает им своё лидерство, нужно корректировать его поведение. 

Особенности характера

Есть дети-интроверты, которые сами избегают общения. Возможно, отсутствие друзей их тревожит гораздо меньше, чем родителей. Также к особенностям характера можно отнести плаксивость, собственничество, завистливость, раздражительность, вспыльчивость — качества, которые не способствуют формированию дружбы и симпатии между детьми.

Неподходящая среда

Считается, что ребёнка нужно отдавать в хорошую школу — престижную, с приличным «контингентом». Родители думают, что таким образом сформируется правильное окружение, да и уровень знаний в подобных школах, как правило, выше, чем в обычных. Но среди современных детей существует сильная фиксация на материальном. 

Если у вашего ребёнка не такие крутые гаджеты и модная одежда, как у остальных одноклассников, над ним могут смеяться, игнорировать. Поэтому всегда важно соотносить возможности своей семьи с той средой, в которую вы помещаете ребёнка. Лучше выбрать учебное заведение поскромнее, чтобы не формировать у ребёнка комплексы. А академический разрыв компенсировать занятиями с репетитором.

Особенности детской дружбы

Итак, вы уже понимаете, что с вашим ребёнком не дружат в садике или школе. Вполне возможно, считаете это несправедливым. Но подойти объективно к проблеме и решить её вы сможете тогда, когда отбросите эмоции. Для начала сверьте свои представления о дружбе с информацией, которая основана на детской возрастной психологии. 

Дружба в 2-3 года

В этом возрасте потребность в регулярных контактах со сверстниками низкая. Поэтому если вы заметили, что с ребёнком не хотят играть на площадке, не спешите расстраиваться. Возможно, просто в данный момент он сам не заинтересован в коммуникации с другими малышами. 

При этом связь с мамой у ребёнка ещё очень сильная, поэтому если вы будете уделять своё внимание другим детям (чужим), то сможете вызвать беспокойство у своего ребёнка. В будущем это может привести к тому, что он будет расценивать сверстников как конкурентов.

Объясните малышу, что если он не хочет делиться игрушкой — пусть не делится. Эгоцентризм и собственничество у трёхлеток — норма.

Дружба в 4-7 лет

В этом возрасте у детей появляются первые друзья. Отношения в коллективе формируются интенсивно и быстро. Дети учатся делиться, угощать друг друга, рассказывать секреты и получать удовольствие от общения. Огромное значение имеет совместная игра, а также оценка другого ребёнка — появляется хвастовство, желание помериться силами и умениями.

Этап самоутверждения заканчивается к 6-7 годам. Но если он затянулся, то, возможно, именно в этом причина, почему с ребёнком не хотят дружить. Самое время рассказать ему, что хвастаться некрасиво. 

Родителям не мешало бы знать, какое место в коллективе занимает их ребёнок. К примеру, старшие дети в семье или дети без братьев/сестёр будут стремиться к лидерству. А вот займут ли они эту позицию — зависит от многих факторов. Поэтому если у вас именно этот случай, расскажите ребёнку, что такое быть настоящим лидером, как уважать чувства других детей, почему нужно проявлять доброту к окружающим.

Дружба в 8-12 лет

На пороге подросткового возраста дети уже имеют своё представление, кто им симпатичен, с кем они хотели бы подружиться. Как правило, выбор падает на сверстников с похожими интересами. 

Бывает, что в школе с ребёнком не хотят дружить, а на спортивной секции он без труда заводит друзей, потому что их связывает общее дело. Активно способствуют зарождению дружбы групповые виды спорта, но и в индивидуальных видах часто спортсмены тренируются вместе. 

Руководствуясь принципом общности интересов, помогите ребёнку найти друзей в процессе совместных игр, поездок на экскурсии, занятий творчеством. Инициируйте поездку всем классом на природу, запаситесь инвентарём для игр (мячи, ракетки для бадминтона, фрисби) и устройте настоящее соревнование. 

Дружба в 13-16 лет

Очень опасный возраст в плане прочности, долговечности и формата дружеских отношений. Подростки дружат не все вместе, а «стайками». Скорее всего, одноклассники вашей дочери или сына уже разбились по группкам, и попытаться внедриться в одну из них будет сложно. Особенно если в этом классе ребёнок учится давно, и то, что у него нет друзей, уже стало привычным положением вещей. 

Возможно, стоит сменить школу, чтобы перезагрузить среду ребёнка. В новом коллективе он сможет начать всё сначала и шансы влиться в одну из компаний будут выше. Прямого вмешательства родителей в эти процессы не нужно. Вы можете оказывать незримую поддержку, но не искать друзей ребёнку самостоятельно. 

Более подробно о детской возрастной психологии вы можете узнать на бесплатном 3-дневном мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Как помочь ребёнку дружить со сверстниками

Несколько универсальных советов, чтобы помочь своему ребёнку найти друзей и научить его поддерживать дружеские отношения:

  1. Психологическая подготовка.
  2. Мониторинг сплочённости детского коллектива.
  3. Правила дружбы. 
  4. Активный поиск друзей.

Рассмотрим детальнее каждый пункт.

Психологическая подготовка

Если с ребёнком никто не дружит, это повод понаблюдать,  как он ведёт себя в среде детей. Забивается ли в угол или наоборот — активничает, подавляет, навязывает своё мнение. В любом случае эта информация поможет вам составить объективную картину и наметить план действий. 

Существует много способов, как научить ребёнка дружить. Например, игротерапия. Это моделирование и обсуждение с ребёнком ситуаций, которые могут возникать в процессе дружеского общения.

Полезными будут курсы по развитию эмоционального интеллекта. Иногда не обойтись без помощи психолога. Вы можете сами помочь ребёнку, используя пособия и книги по возрастной психологии и развитии эмоционального интеллекта. 

Если у вас робкий, застенчивый ребёнок, помогите ему стать более смелым и раскрепощённым. Советы вы найдёте в статье «Стеснительный ребёнок: как с этим бороться». 

Мониторинг сплочённости детского коллектива

Наши дети часто ведут себя в коллективе не так, как дома. И это основная причина неверной трактовки причин, почему с ребёнком в классе никто не дружит. 

Пообщайтесь с учителем — он расскажет, как на самом деле обстоят дела. В силу опыта и возможности наблюдать за детьми без вмешательства родителей, он может указать на недостатки вашего ребёнка, а также подсказать, как их исправить. 

Также вы можете привлечь школьного психолога, который с помощью психологических тестов и диагностических игр проведёт мониторинг сплочённости детского коллектива. Это поможет вам комплексно подойти к проблеме и заручиться поддержкой других родителей, которые тоже заинтересованы в том, чтобы их детям было комфортно в классе. 

Правила дружбы

Проигрывайте с ребёнком диалоги, которые случаются у него со сверстниками. Мягко объясняйте, какие ошибки он допустил. 

Расскажите о базовых правилах дружбы: взаимоуважение, учёт интересов, поддержка и приятное общение. Совместно поищите темы, в которых ваш ребёнок хорошо ориентируется и которые могут быть интересны его потенциальным друзьям. Пусть знает свои сильные стороны — так он сможет вовремя вступить в диалог и заинтересовать своими знаниями других детей.  

Активный поиск друзей

Ещё один способ, как помочь ребёнку дружить — постараться найти детей со схожими интересами. Но он работает только для определённой возрастной категории — от 3 до 7 лет. Более старшие дети уже сами выбирают себе друзей, поэтому ваше вмешательство в этот процесс должно быть минимальным. 

Хорошая идея — дружить с детьми ваших друзей.

Наверняка вы регулярно встречаетесь, отмечаете вместе какие-то праздники. Пусть дети тренируют навык дружить в вашей компании. Это безопасная среда, поэтому ребёнок будет более раскрепощён и сможет проявить себя с лучшей стороны. 

Устраивайте дома посиделки, тематические вечеринки. Попробуйте пригласить на них нескольких детей — из тех, с кем ребёнок пока не дружит, но хотел бы подружиться. 

____

Не пускайте на самотёк проблему отсутствия друзей у своего ребёнка. Он вырастет и без них, но умение создавать и поддерживать социальные связи во многом поможет ему во взрослой жизни.

Изображения взяты из источников: pexels.com, pixabay.com.

Что делать, если у ребенка нет друзей

Ребенку грустно и обидно, потому что с ним не хотят дружить? Или он сам избегает общения со сверстниками? Узнайте, почему сыну или дочери трудно заводить друзей и как в этой ситуации помочь.

Сложно переоценить важность теплого и доверительного общения между людьми. С товарищами можно делиться радостями и горестями, весело проводить время, набираться опыта, узнавать новое и смотреть на мир по-другому. Дружба – неотъемлемая составляющая развития личности, и она должна быть в жизни каждого человека.

Впервые дети учатся общаться на игровых площадках, затем в садике и школе продолжают оттачивать коммуникативные навыки. Поначалу контакты между малышами кратковременны и нерегулярны, поэтому главную роль в социализации ребенка играют взрослые. Пример взаимодействия мамы и папы, бабушек, дедушек и родственников становится отправной точкой для дальнейшего выстраивания отношений в коллективе.

С наступлением детсадовского периода коммуникация со сверстниками становится повседневной и все более осознанной. Ребята начинают интенсивно получать опыт общения. А уже в младшем школьном возрасте закладывается основа, которая готовит ребенка к подростковому периоду, когда особенно важна крепкая дружба с одногодками. Родителям нужно быть начеку и наблюдать, как их чадо ведет себя во время игры, в какой манере общается: жадничает, дерется или, наоборот, демонстрирует доброту и доверчивость.

5 причин, почему с ребенком не дружат

Отсутствие близких товарищей в большинстве случаев объясняется тем, что ребенок:

Не умеет общаться

Никого не слушает, не реагирует на слова собеседника, перебивает. А если ему мешают закончить мысль, может обидеться или закатить истерику. Детям, как и взрослым, не интересно водиться с теми, кто так себя ведет.

Читайте также: Детская истерика: кто виноват и что делать

Стесняется

Ему трудно находиться среди новых людей и знакомиться первым. Робость и излишняя скромность особенно мешает в школе: таким ребятам сложно выступать инициаторами общения, они могут долго оставаться без товарищей.

Зачастую причиной стеснительности является не наследственность, а заниженная самооценка и неуверенность в себе, что может быть следствием чрезмерной строгости и требовательности к ребенку в семье.

Не может за себя постоять

Когда обижают, делает вид, что ничего не происходит. Одноклассники считают его «забитым», безавторитетным и не хотят общаться. Причин у такого поведения несколько: от слишком мягкого воспитания, до авторитарного стиля воспитания.

Проявляет агрессию

Обычно такое поведение наблюдается, если ребенок пытается занять позицию лидера в классе, а его не воспринимают. В попытках доказать превосходство «псевдолидер» начинает командовать, критиковать, обзываться на ребят. Иногда слабохарактерным детям из-за этого приходится менять класс, школу.

Читайте также: Дезадаптация ребенка в школе: причины, признаки, методы коррекции, профилактика

Интроверт по характеру

В статье подробно рассказали, почему детям-интровертам трудно учиться в большом коллективе. Важно понимать, что интроверт абсолютно не страдает от отсутствия друзей, ему хорошо наедине с собой. Он всегда может найти занятие и отлично себя чувствует.

5 советов, как быстро научить ребенка дружить с детьми

Когда корень проблемы ясен, аккуратно переходите к действиям.

Слушайте и слышьте

Если ребенок говорит, что с ним не хотят дружить, спрашивайте, как проходит его обычный день в саду, школе. Будьте внимательны, не огорчайтесь, не судите. Детям важно чувствовать, что взрослые их любят, признают личностями, поддерживают, помогают. Вместе разбирайте ситуации, думайте над выходом.

Объясните, кого считают настоящим товарищем

Ребенку важно понять, кто такой друг, а с кем лучше не водиться.⠀

С другом можно:

Такой ориентир поможет быстрее разглядеть и найти хорошего товарища в своем окружении.

Наблюдайте

Когда приводите ребенка в сад, школу, отмечайте, какие отношения у него с детьми. Если что-то не нравится, объясняйте, как себя вести. Например, обязательно здороваются при встрече, при расставании прощаются. Учите отличать хорошее от плохого, избегать конфликтных ситуаций.

В качестве помощников при воспитании подойдут терапевтические сказки, сценки с игрушками, собственный пример общения с друзьями.

Оставайтесь вместе с чадом во дворе после занятий

Пусть играет подольше и заводит новые знакомства. Домашнее задание подождет. У ребят старшего дошкольного возраста в процессе игры развиваются навыки коммуникации, складываются взаимоотношения. Благодаря совместной деятельности не нужно искать темы для разговора, легко быть открытым и проявлять себя. Дружба завязывается непринужденно.

Учите делиться

Давая ребенку перекус, рекомендуйте угощать других детей, делиться игрушками. По возможности наблюдайте, как он это делает и как воспринимают дети.

Важно не просто научить щедрости, а получать от этого удовольствие. Таким образом на психологическом уровне ребенок привыкает, что приносить пользу приятно. Но вместе с этим объясните, что другие могут пользоваться его добротой. Очень важно уметь замечать это и не давать собой манипулировать.

Общайтесь с родителями одноклассников и позволяйте посещать все детские праздники, куда зовут ребенка

Дети обожают ходить в гости к товарищам: вокруг много интересного и всегда есть компания. Можно не ограничиваться простыми развлечениями и устраивать различные мастер-классы по рисованию, выпечке, конструированию и т.п.

Договаривайтесь  с мамами и папами о мероприятиях, совместном проведении досуга, чтобы ребята могли сдружиться и чаще проводить время вместе.

Лишь после подобных действий вы сможете сделать выводы, почему с ребенком никто не дружит. Хочет ли он заводить товарищей или нет, обижает ли других детей, или обижают его. А, уже опираясь на наблюдения, можно составить подходящий план действий.

Читайте также:

Ребенок-интроверт: какую форму обучения выбрать?

8 простых советов, как вырастить самостоятельного ребенка!

10 простых советов, как научить ребенка все успевать!

Друзья и приятели: дети школьного возраста

О дружбе школьников

Мир вашего ребенка становится больше, когда он идет в школу. Отношения с другими людьми — например, с детьми из класса вашего ребенка в школе — становятся более важными.

Дружба полезна для самооценки ребенка школьного возраста. Когда у вашего ребенка есть близкие друзья, он чувствует, что они принадлежат ему. Друзья вашего ребенка заботятся о нем, и это помогает вашему ребенку чувствовать себя хорошо.

Дружба также помогает детям развивать важных жизненных навыков , таких как умение ладить с другими людьми и разрешать конфликты и проблемы. У детей с такими навыками меньше шансов столкнуться с социальными и эмоциональными трудностями в дальнейшей жизни.

Игра играет большую роль в том, как дети общаются с другими и заводят друзей в школе. Участие в играх на детской площадке может помочь вашему ребенку познакомиться со своими одноклассниками и легче освоиться в школе. Ваш ребенок научится чередоваться, делиться и сотрудничать.

Школьные друзья и родители: зачем детям нужно и то, и другое

Маленьким детям нравится играть со своими друзьями, но им все еще нужны родители . На самом деле, в первые школьные годы семейные отношения по-прежнему оказывают наибольшее влияние на развитие вашего ребенка. Хорошие отношения в семье — это то, что нужно вашему ребенку, чтобы учиться и расти.

Отношения в семье дают вашему ребенку стабильную и надежную основу для преодоления взлетов и падений, связанных с обретением и потерей друзей. На самом деле забота и любовь, которые вы даете своему ребенку дома, помогают ему управлять другими отношениями.

Если ваш ребенок расстроен из-за того, что его забыли, или поссорился с другом, он знает, что вы все еще здесь. Вы можете помочь своему ребенку разобраться, поговорив с ним о том, что произошло, что он чувствовал и как поступать в подобных ситуациях в будущем. Например, «Что вы чувствовали, когда Али не разрешал вам играть?» Это поможет вашему ребенку понять свои чувства и управлять ими. Иногда бывает достаточно просто выслушать или обнять ребенка.

Однажды после школы мой сын сказал мне, что его товарищи не разрешают ему участвовать в их игре в обеденное время. Ему стало грустно, и он ушел. Мы говорили о том, что произошло, и о том, что может помочь. Я предложил ему взять мяч в школу на следующий день, чтобы, если это случится снова, он мог начать свою собственную игру.
– Хасинта, мама 6-летнего ребенка

Знакомство с друзьями детей: почему это хорошо

Знакомство с друзьями вашего ребенка поможет вам узнать:

Если вам 9 лет0009 не знаете, кто друзья вашего ребенка , просто спросите или посмотрите, к кому ваш ребенок ходит на игровой площадке до или после школы. Вы также можете поговорить с учителем вашего ребенка. Если вы можете помогать в школьных спортивных состязаниях, в столовой или в классе, это также может дать вам возможность увидеть, с кем ваш ребенок хорошо ладит.

Вместе с несколькими другими семьями мы ездим на внеклассные мероприятия и обратно. Когда приходит моя очередь, это дает мне возможность провести время с моими детьми и их друзьями.
– Карла, мать 5-летнего и 7-летнего детей

Поддержка дружеских отношений школьного возраста: советы для игр

Игры вне школы могут быть отличным способом завязать новые школьные дружеские отношения и укрепить их существующие дружеские отношения.

Вы можете помочь своему ребенку организовать игры и ночевки, спросив его, есть ли кто-нибудь, кого он хотел бы пригласить к себе домой. Вы можете побудить своего ребенка пригласить своего друга, и вы можете поговорить с родителями друга в школе или на других школьных мероприятиях.

Вот советов, которые помогут весело провести время в вашем доме. :

Иногда вы можете использовать цифровые технологии для поддержки социальной жизни вашего ребенка. Например, в зависимости от возраста вашего ребенка, ваш ребенок может устроить виртуальное свидание, которое включает в себя видеоигру онлайн с другом.

Когда детям нужна помощь, чтобы завести друзей или сохранить друзей

Большинству детей иногда трудно завести друзей. Если вашему ребенку трудно, вы можете попробовать кое-что.

Иногда может помочь простое социальное напоминание . Например, вы можете поощрять своего ребенка представляться, когда он встречает новых детей: «Привет, я Кайя. Как тебя зовут?»

Часто дети заводят друзей в школе, играя вместе в одну и ту же игру, но это сложно, если ты не знаешь правил. Вы можете убедиться, что ваш ребенок знает правила игр, в которых он хочет участвовать. Если вашему ребенку не нравятся игры, в которые играют другие дети, вы можете предложить ему начать игру, которая ему нравится, попросив одноклассников сыграть в нее с ним. Некоторым детям помогает взять мяч или поиграть в игру.

В некоторых школах есть система напарников , в которой младшие ученики имеют старшего ученика в качестве приятеля на год. Если вашему ребенку нужна помощь в поиске друзей или он не знает, во что поиграть, он может попросить помощи у своего приятеля.

Если у вашего ребенка есть дополнительных потребностей , вашему ребенку также может понадобиться дополнительная помощь в налаживании дружеских отношений. Вы можете попробовать подружиться с другими родителями и собраться вместе после школы на игровой площадке. Дайте другим родителям и детям несколько идей о том, как привлечь вашего ребенка. Например, «Билл любит смотреть, как люди играют в футбол. Он может вбросить мяч и стать бомбардиром».

Если вашему ребенку трудно заводить друзей в школе, вы можете найти дополнительные занятия, которые дадут вашему ребенку возможность познакомиться с детьми со схожими интересами. Есть много вещей, которые ваш ребенок может попробовать: спорт, танцы, уроки рисования, скауты и так далее.

Проблемы с дружбой: что делать

Если вы можете сказать, что вашему ребенку не нравится ходить в школу, он не обедает или ему кажется, что он испытывает социальную тревогу, это может быть связано с тем, что вашему ребенку трудно заводить друзей и поддерживать с ними отношения .

Разговор с ребенком дает вам возможность узнать, что происходит. Некоторые дети с радостью расскажут вам об этом, но другим это может показаться трудным. Вы можете подбодрить своего ребенка, рассказав ему о проблемах с дружбой, которые у вас были в детстве, или прочитав историю о проблемах с дружбой. Если ваш ребенок не готов говорить, дайте ему знать, что он всегда может прийти к вам.

Также полезно спросить учителя вашего ребенка, заметил ли он что-нибудь необычное в классе или на игровой площадке.

Если вы подозреваете , что над вашим ребенком издеваются или ваш ребенок издевается над другими, вы должны вмешаться и помочь своему ребенку.

Если вас беспокоят дружеские отношения вашего ребенка — например, ваш ребенок и его друзья делают небезопасные вещи — лучший первый шаг — поговорить с ребенком. Например: «Хорошо ли прыгать с вершины горки?» Вы можете пострадать». Это может помочь вашему ребенку научиться принимать собственные решения, а не просто следовать за друзьями.

Наличие друзей, которые не ходят в ту же школу, например, детей из художественного класса, соседей или друзей семьи, может повысить уверенность вашего ребенка, особенно если у него проблемы с дружбой в школе.

Некоторые дети могут предпочесть собственную компанию. Им может не понадобиться большая компания друзей или желание поиграть с другими во время обеда. Если ваш ребенок выглядит довольным своей социальной жизнью, возможно, вам не нужно беспокоиться о поиске друзей для него.

Дети, которым нужна небольшая помощь, чтобы завести друзей

Каждый родитель знает, что школьная дружба очень важна. Друзья обогащают нашу жизнь, повышают нашу самооценку и оказывают моральную поддержку, в которой мы нуждаемся, когда запоминаем таблицу умножения. С точки зрения развития, завести друга в школе так же важно, как и получить пятерку. Научиться строить успешные отношения со сверстниками — критически важный навык для детей, который они будут использовать и совершенствовать всю свою жизнь.

Но некоторым детям труднее приспособиться. Краеугольные камни детского взаимодействия, такие как совместное использование игрушки или притворство, могут ускользать от них. Хотя родители не могут подружиться со своими детьми, они могут помочь им развить и отработать ключевые социальные навыки. Если вы видите, что ваш ребенок изо всех сил пытается завести друзей или его отвергают другие дети, вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы помочь.

Социальные навыки даны не всем детям. Импульсивные и гиперактивные дети часто действуют таким образом, что подавляют их сильное стремление к дружбе, отмечает Мэри Руни, доктор философии, психолог, специализирующийся на СДВГ и деструктивных расстройствах поведения. У них часто возникают проблемы с чередованием и контролем своего гнева, когда они не добиваются своего. Более невнимательные дети могут вести себя непостоянно или зависать на краю игровой группы, не зная, как заявить о себе.

Если вы заметили, что вашему ребенку трудно общаться со сверстниками, попробуйте тренироваться дома. Подчеркните, что во время семейных игр вы должны по очереди и делиться друг с другом, и объясните, что друзья ожидают такого же хорошего поведения. Импульсивным детям также будет полезно практиковать различные стратегии разрешения конфликтов со сверстниками. Ролевые игры могут быть очень полезными здесь. Конечно, как родитель, вы также должны быть осторожны, чтобы сами моделировать хорошее социальное поведение, когда разговариваете с членами семьи и своими друзьями.

Для детей, которым требуется более интенсивное руководство, эксперты предлагают использовать «социальные сценарии» или простые повседневные разговоры, которые дети могут практиковать со своими родителями. Вы можете работать с врачом вашего ребенка или поведенческим терапевтом, чтобы выбрать подходящие сценарии и разработать стратегию их репетиции и реализации. Социальные сценарии особенно полезны для детей в спектре аутизма, которым необходимо целенаправленно осваивать ключевые социальные навыки, такие как установление зрительного контакта и реагирование на настроение других.

Наконец, если вашему ребенку было трудно заводить друзей, доктор Руни предлагает организовать встречу со своим учителем. «Часто дети говорят: «Меня все ненавидят», но могут быть не в состоянии описать, что происходит». Учителя могут дать лучшее представление о взаимодействии вашего ребенка со сверстниками и предложить более позитивных одноклассников для игр после школы.

Практика во время игр

Игры под присмотром — отличный способ для детей развить социальные мышцы. Доктор Руни предлагает родителям провести некоторое время перед игрой, анализируя социальные сигналы со своими детьми. Некоторые мероприятия для подготовки к свиданию включают в себя:

До тех пор, пока дети не втягиваются в откровенно опасную игру, пусть игра идет как угодно, рекомендует Джейми Ховард, доктор философии, клинический психолог из Института детского разума. Дети учатся на естественных последствиях своих действий, поэтому так важно позволять им практиковаться в общении в теплой, поддерживающей обстановке.

И когда вы будете анализировать, как все прошло, сосредоточьтесь на хорошем поведении, которое вы хотите закрепить. «Детей больше мотивирует похвала, чем избегание критики», — говорит доктор Ховард. «Конкретная, маркированная похвала наиболее полезна. Вместо «хорошая работа» скажите: «Вы очень хорошо пообщались со своим другом».

Помощь застенчивым детям

Некоторые дети по природе своей общительны, а другим нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новым ситуациям. Не волнуйтесь, если ваш ребенок немного более нерешителен в социальных ситуациях. Ожидать, что каждый ребенок включится и станет лидером группы, нереалистично, поэтому не давите слишком сильно. Тем не менее, родители также не должны делать ошибку, оставляя дома более нерешительных детей. Рэйчел Басман, PsyD, психолог, работающий с тревожными детьми, объясняет: «Есть разница между приспосабливанием и поощрением. Для более застенчивых детей мы хотим дать им возможность познакомиться с новыми детьми, но мы хотим помочь преодолеть переход, чтобы они не чувствовали себя слишком некомфортно».

Доктор Басман предлагает сначала запланировать игровые встречи у вас дома, где ваш ребенок будет чувствовать себя наиболее непринужденно. Клубы или другие мероприятия также являются хорошим способом завести друзей, потому что они обеспечивают встроенную структуру, которая помогает минимизировать беспокойство. Если ваш ребенок не хочет пробовать что-то новое, предложите пригласить присоединиться к нему друга, с которым ему уже комфортно. Как и в случае любого социального навыка, родители могут помочь застенчивым детям заранее отрепетировать ситуацию, которая заставляет их нервничать, например, пойти в магазин. день рождения или знакомство с новой группой людей.

Все дети разные

Доктор Басман отмечает, что есть разница между застенчивыми детьми и детьми, которые просто более интровертированы и предпочитают проводить свободное время за чтением или рисованием.


Learn more