Что делать если ребенок косолапит


Нарушения походки у детей, если ребенок косолапит

Европейская клиника спортивной травматологии и ортопедии ECSTO

г. Москва, Орловский переулок, д. 7

Написать в WhatsApp

05 ноября 2015

Бут-Гусаим Ирина

Травматолог-ортопед, к.м.н.

Часто у родителей возникают жалобы на неправильную походку ребенка: многие малыши заметно косолапят. В большинстве случаев это состояние является физиологичным, соответствующим возрасту ребенка. И, тем не менее, каждый ребенок с подобными жалобами должен быть осмотрен врачом-ортопедом и другими специалистами для выявления скрытой патологии.

Многие малыши, когда начинают ходить, заметно косолапят. Так им легче при ходьбе сохранять устойчивость. Кроме того, в этом возрасте физиологический тонус приводящих мышц сильнее, имеется небольшое искривление голеней, а значит и стопы разворачиваются внутрь. При этом никаких дефектов стоп у ребенка нет: когда он стоит или сидит, ножки у него располагаются правильно.  И только когда ходит, он поворачивает стопы внутрь. Обычно в этом случае походка у детей нормализуется до 1,5 лет.

К сожалению, при более длительно сохраняющейся «косолапости» можно заподозрить наличие легкой дисплазии тазобедренных суставов. В таком случае ходьба с повернутыми внутрь носками облегчает подвижность суставу. И, тем не менее, внутренняя установка стоп при ходьбе при дисплазии тазобедренных суставов — легко решаемая проблема, она не требует специального лечения, но для того чтобы ребенок правильно ставил ножки придется поработать. Необходимо выполнять с ребенком специальную гимнастику, разрабатывающую движения в тазобедренных суставах и укрепляющую наружные мышцы ножек. В нашей клинике такой комплекс упражнений после осмотра ортопедом поможет подобрать врач-реабилитолог. Однако выполнение упражнений ложится на плечи родителей, так как делать зарядку необходимо ежедневно. И от того насколько хорошо родители занимаются со своим ребенком зависит результат: насколько быстро его походка станет более правильной и красивой.

Кроме ортопеда, в лечении маленьких пациентов с нарушением походки могут участвовать другие специалисты. Иногда проблема возникает в связи с нарушением мышечного тонуса. Возможно, будет полезным дополнить зарядку курсом массажа. Подобные ситуации требуют участия врача-невролога. 

Кроме того полезно выполнение общеукрепляющих процедур, соблюдение ортопедического режима и ряда простых правил:

Кстати. Совет, который дают иногда  — менять у косолапящих малышей ботиночки местами: правый надевать на левую ногу, а левый на правую – очень вредный. Так вы не только не установите стопы ребенка ровно, но и нарушите работу коленных и тазобедренных суставов.

Оценить

Средняя: 4,08 (53 оценки)

Европейская клиника спортивной травматологии и ортопедии ECSTO

г. Москва, Орловский переулок, д. 7

Написать в WhatsApp

Врачи и персонал

Лечение стопы

17 января

Все видео

Я выбрала клинику ECSTO (EMC) и не ошиблась

Я выбрала клинику ECSTO (EMC) и не ошиблась. Это команда профессионалов, каждый из которых нацелен только и исключительно на одно - помочь Вам пройти этот непростой путь с минимальными трудностями и максимальным результатом. В клинике сделано все, чтобы Вы в кратчайшие сроки комфортно подготовились к операции, сделали ее и через 5 дней вышли на своих ногах, пусть и с костылем. Для них нет мелочей, начиная с того, насколько правильно и красиво намотан бинт и заканчивая Вашим эмоциональным состоянием в течение всего времени пребывания в клинике. Поверьте, мне есть с чем сравнивать, имея опыт пребывания в ЦКБ Администрации Президента и других лучших московских , а также европейских клиниках . Необыкновенная чуткость, доброжелательность, теплота и тактичность, приветливость - все это , наряду с высококлассным лечением, способствуют вашему скорейшему выздоровлению и хорошему настроению в этот ответственный период.

Вся команда работает четко и слаженно как выверенный часовой механизм.  В реанимации вас  не оставляют буквально ни на минуту без постоянного внимания , мониторя текущее состояние. Если прохладно, тут же подсунут под одеяло тепловую пушку, сделают все гигиенические процедуры так незаметно, как порой и дома не всем сделают. Малейшее  ваше  желание предупреждается, любые  просьбы выполняются, боли можете даже не бояться, вы  не успеете ее даже почувствовать. Руководитель клиники, д.м.н., профессор А. Королев собрал и  пестует  прекрасную команду профессионалов  всех звеньев, которую и в европейских клиниках нечасто встретишь, и каждый в ней 24/7 работает только на ваше здоровье.

Я - пациент врачей  неврологов и травматологов - ортопедов с большим стажем, более 50 лет, и, кроме того, из семьи 3-х поколений докторов.  Я очень верю в российскую (советскую) медицину, у нас в стране много замечательных врачей.

Ирина Федоровна, Москва

Все отзывы

Активный спорт через 3 месяца после эндопротезирования

Клинический случай: поэтапное протезирование тазобедренных суставов. Женщина 56 лет обратилась в клинику спортивной травматологии и ортопедии EMC c жалобами на боль и ограничения движений в тазобедренных суставах, вызванные подагрой. 

17 января 2023

Все истории

Что делать если у ребенка косолапость

Косолапость – аномалия анатомического строения суставов стопы. Внешне это выглядит как заворот стопы внутрь и немного вниз. Полностью наступить на стопу в таком положении невозможно.

Здесь важно помнить, что наступает время, когда косолапие перестает поддаваться коррекции. Помочь ребенку уже будет нельзя. Поэтому начинать лечение следует сразу после выявления этого отклонения.

Как поступить родителю при косолапости у ребенка – расскажем в нашей статье.

Посещение ортопеда – первое, что нужно сделать

Чтобы снизить уровень беспокойства и тревоги, необходимо записаться на прием к ортопеду.

Врач оценит состояние ножек ребенка и даст необходимые рекомендации по терапии, которые способны остановить развитие патологии.

Частыми советами ортопедов в лечении и профилактике развития косолапости, как правило, являются:

 

Все перечисленные рекомендации направлены, во-первых, на укрепление и растяжку мышц, во-вторых, на их активизацию или расслабление, в зависимости от назначений лечащего врача-ортопеда. Обратите внимание, что курс массажа – его продолжительность и специфику – назначает только врач. В вопросе спорта вы можете выбирать любую дисциплину, но обязательно обращайте внимание на травматичность спорта. Сейчас важно «наставить» организм ребенка на правильное развитие, поэтому врачи рекомендуют танцы, гимнастика (не олимпийский спорт), плавание и т.п.

 

Давайте мы расскажем подробнее о тех методах лечения и исправления косолапия, которые вы можете делать самостоятельно в домашних условиях.

Регулярная гимнастика – лфк при косолапости

Лечебная гимнастика при косолапости имеет цель укрепить и активизировать расслабленные мышцы и, наоборот, расслабить мышцы, находящиеся в повышенном тонусе.

При выполнении этих упражнений очень важно родителю следить, а ребенку стараться:

Мы представим в статье комплекс упражнений.

Обязательно согласуйте эти упражнения с лечащим врачом-ортопедом!

 

1.       «Резиночка». Исходное положение: сидя на полу, упор руками сзади, выпрямленные ноги вместе. На передние отделы стоп необходимо надеть широкую резинку.

Отвести стопы в стороны, растягивая резинку. Пятки остаются сомкнутыми. Стараться направить пальцы «на себя», то есть разгибать стопы. Удержать это напряжение от десяти секунд до одной минуты – один раз.

2.       «Брусок». Исходное положение: стоя передними отделами стоп на бруске высотой 10 — 15 см, пятки свисают с бруска, руками держаться за перекладину шведской стенки или за спинку стула.

Совершать пружинистые движения пятками до пола, растягивая задние поверхности голеней и ахилловы сухожилия – три раза. Вернуться в исходное положение. Повторить восемь раз.

3.       «Ёлочка». Исходное положение: на коврике создать изображение прямой полоски, от которой в стороны идут «ветки» под углом, их частоту сделать равной расстоянию небольшого шага. Переставлять стопы по «веткам» так, чтобы пятки были обращены к середине, то есть к центральной полоске, а передние отделы стоп отведены в стороны. Здесь нужно смотреть вниз, чтобы правильно поставить стопы.

4.       «Ходьба гусиным шагом». Исходное положение: в положении приседа с отведением стоп в стороны. Руки свободны или на поясе.

Ходить до утомления.

5.       «Ходьба на пятках». Ходить двадцать секунд.

6.       «Вращение стопой». Исходное положение: сидя на стуле, правую ногу положить на левую колено на колено, руки в «замке» положить на правое колено, чтобы зафиксировать правую ногу. Правой стопой «рисовать» круги по часовой стрелке - до легкого утомления. Левой стопой «рисовать» круги против часовой стрелки - до легкого утомления.

7.       «Канатоходец». Ходьба по канату или гимнастической палке с отведением стоп в стороны.

После выполнения упражнений приветствуется расслабляющая ходьба.

Есть противопоказания. Требуется консультация врача.


Комплексное лечение – ортопедические стельки и массажные коврики

Массажный коврик

Массажные коврик создает эффект полезных для здоровья стоп поверхностей, созданных природой. Песок, каменистые и лесные тропы благодаря естественным неровностям отлично массажируют босую стопу человека. Этот же эффект дают массажные коврики.

Тут важно понимать, что заставить ходить ребенка по маленькой поверхности трудно или вообще невозможно. Поэтому лучше всего приобрести несколько ковриков и разложить их дома по самому частому маршруту ребенка. Таким образом, в течение всего дня стопы будут получать полезный эффект без специальных усилий со стороны родителей и ребенка.

Ортопедические стельки или обувь

Ортопедические стельки и обувь поддерживают своды стопы в анатомически правильном положении и, тем самым, формируют правильное развитие стопы, голеностопного и коленного суставов. Помимо этого, создаются более комфортные условия и для позвоночника: уменьшается вероятность появления развития сутулости.

Необходимые стельки или обувь – лечебные или профилактические – назначит врач-ортопед. С рекомендациями врача уже можно посетить специализированный ортопедический салон. Лучше приобрести эти изделия именно в салоне, так как в этом случае будет прекрасная возможность померить и подобрать то, что будет максимально комфортно для ребенка.

 

Косолапость — один из самых тяжелых дефектов стоп. Только комплексное лечение косолапости, при трудолюбии и добросовестном выполнении упражнений, использовании рекомендуемых врачом вспомогательных изделий и под регулярным контролем ортопеда, даст положительный результат.

Редактор статьи - Валерий Владимирович Шевченко

Руководитель учебного центра "Ортикс", медицинский эксперт в области ортопедических изделий, врач общей практики

Вернуться к списку всех статей →

Смотрите также другие разделы

Цитата
Здравствуйте.
Как выбрать обувь и стельки при варусной деформации (Тейлора) ?

Цитата
Жанна написал:

Цитата
Здравствуйте.
Как выбрать обувь и стельки при варусной деформации (Тейлора) ?

Здравствуйте, лечебную обувь для коррекции варусной деформации у ребенка должен назначить врач-ортопед. Необходимо убедиться, нет ли других осложнений, воспалительных процессов и только тогда подбирать обувь.

В нашей сети салонов есть врач детский ортопед, вы можете записаться 8 (800) 777-05-48 на бесплатный прием и диагностику стоп. Вы получите информацию по диагнозу, рекомендации врача, направление на исследования – при необходимости и на месте сможете подобрать лечебную обувь.

Здравствуйте, ребенку 4 г. ортопед назначил носить стельки шустера или предлучковый пронатор. Я не нашла стелек с таким названием, что это за стельки?

Цитата
Александра написал:
Здравствуйте, ребенку 4 г. ортопед назначил носить стельки шустера или предлучковый пронатор. Я не нашла стелек с таким названием, что это за стельки?

Здравствуйте, Александра. О стельках "шустера" информации нет. Подскажите, пожалуйста, какой диагноз поставил врач?

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop

Перетащите файлы

Подпишитесь! Новинки, скидки, предложения!

Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на обработку персональных данных

Неуклюжий ребенок? Это может быть диспраксия, нарушение координации

Вы задаетесь вопросом, почему ваш ребенок плохо прыгает, катается на велосипеде или ловит мяч? Ты не один. Родители часто говорят мне: «Мой ребенок каждый день получает травмы. Кажется, он спотыкается о собственные ноги. Как детский эрготерапевт (OT) и родитель двоих детей с диспраксией и СДВГ, я понимаю разочарование родителей, когда дети ведут себя неуклюже или физически неловко в школе и дома.

Родители спрашивают: «С чего начать? Это СДВГ или что-то еще?» Начнем с того, что мы знаем. СДВГ сочетается с другими состояниями, такими как расстройство сенсорной обработки, тревога, расстройство исполнительной функции и многое другое. Их называют сопутствующими состояниями, поскольку они «сопутствуют» СДВГ. Диспраксия тоже.

Диспраксия, известная как расстройство координации развития (DCD), представляет собой двигательное расстройство, которое влияет на мелкую и/или общую моторику у детей. Забираясь на игровое оборудование и садясь в автомобильное кресло и высаживаясь из него, используются навыки крупной моторики. Дети с диспраксией кажутся неуклюжими при движении всем телом или используют слишком много или слишком мало силы. Представьте, что вы не знаете, как отрегулировать давление на карандаш или мелок, чтобы оставить отметку на бумаге, или не можете отрегулировать движения рук, чтобы налить молоко в стакан, не проливая его.

У некоторых детей плохие навыки планирования движений, последовательности действий и восприятия. Для выполнения задания ребенку необходимо знать необходимые движения и адаптировать их к разным ситуациям. Копирование танца или занятия йогой, надевание куртки и знание порядка шагов, необходимых для приготовления еды, являются важными навыками. При диспраксии ребенок не может подражать другим, часто путает шаги в последовательности, не может придумывать новые идеи во время игры. До 50 процентов детей с DCD, который чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, соответствуют диагностическим критериям СДВГ.

Проблемы с координацией влияют на все аспекты повседневной жизни. Примерами являются чистка зубов, одевание и стирка. Хотя мы все больше узнаем о диспраксии, ее часто неправильно понимают или неправильно диагностируют. Разочарование приходит, когда мы не знаем, как помочь нашим детям. Профессионалы с благими намерениями говорят: «О, он всего лишь мальчик» или «В конце концов она придет в себя». Родители лучше всех знают своих детей, а знание — сила. Диспраксия сильно влияет на уверенность ребенка в себе и достижения, даже у тех, кто имеет средний или выше среднего IQ. Мы также знаем, что многие симптомы СДВГ вызывают разочарование в повседневной жизни. Как узнать, есть ли у вашего ребенка с диагнозом СДВГ диспраксия?

[Пройдите этот тест: может ли это быть нарушением невербального обучения?]

Выявление диспраксии

Эрготерапевты обучены выявлять несоответствия в функциональных областях. Когда ребенок расстраивается, выполняя задание, или вообще отказывается его выполнять, ОТ анализируют навыки, необходимые для выполнения задания, и пытаются определить закономерности.

Все дети хотят добиться успеха, и родители и учителя могут играть в детективов, чтобы понять, что испытывают наши дети. Составьте список вещей, которые расстраивают вашего ребенка. Попросите его учителя найти школьные задания, которые вызывают стресс или раздражительность. Наблюдения учителей помогают воспитателям и терапевтам определить, как помочь. Родители должны обращать внимание на следующие признаки диспраксии:

[Щелкните, чтобы прочитать: Учителя: предупреждающие знаки для нарушений обучения или развития]

Многие дети с диспраксией жертвуют скоростью ради точности и, как следствие, работают в более медленном темпе, чем их сверстники. Преподаватели могут сообщить, что учащийся знает информацию, но не может выполнить работу в отведенное время.

Существуют также некоторые немоторные компоненты диспраксии. Помните, что эти симптомы могут имитировать СДВГ. Ищите:

OT to the Rescue

Эрготерапевты ищут точную точку, в которой у ребенка возникают наибольшие трудности. Это называется «анализ деятельности». Мы знаем, как облегчить ребенку задачу, чтобы развить уверенность и отточить двигательные (двигательные) паттерны, на которых строятся более сложные навыки. Когда наш мозг учится выполнять какой-либо навык, мы строим новые нейронные пути. Многократная практика и успехи усиливают друг друга, и детский мозг действительно меняется. Вы можете помочь ребенку, у которого диагностирована диспраксия, попробовав следующее:

1. Разбивайте сложные задачи на более мелкие этапы. Освойте один, прежде чем переходить к следующему. При обучении завязыванию шнурков убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно выполнить первый шаг по завязыванию узла.

2. Используйте изображения или видеомоделирование , чтобы проиллюстрировать последовательность шагов при выполнении сложной задачи.

3. Используйте мультисенсорное обучение. Добавляйте песни, движения, запахи и текстуры для изучения нового задания. Используйте песенку или стишок, когда учитесь завязывать шнурки. Когда вы учитесь формировать буквы, обведите букву на наждачной бумаге, раскрасьте ее или сформируйте из ароматизированного теста.

4. Создайте полосу препятствий в доме или за его пределами. Попросите ребенка пройти курс без обуви, чтобы стимулировать сенсорные рецепторы стоп. Добавьте погремушки, мягкие коврики, качели и разрежьте лапшу для бассейна пополам, чтобы получились балансиры. Купите доску для скутера. Полоса препятствий развивает моторику в увлекательной игровой форме. Позвольте ребенку спланировать маршрут и давать ему разные команды, например: «А теперь ползай, как щенок». Имитация животных доставляет удовольствие и развивает творческие способности и мышечную силу.

5. Разрешайте детям пользоваться ручками для карандашей, ножницами с самооткрывающимися ручками и другими терапевтическими инструментами, развивающими мелкую моторику. Начните с словесных и физических сигналов, затем попросите ребенка назвать следующий шаг.

6. Изучите когнитивную ориентацию на ежедневную профессиональную эффективность (CO-OP) , активный подход к лечению, который использует взаимную постановку целей, анализ производительности ребенка и высокоуровневые когнитивные (мыслительные) стратегии для улучшения моторики. основанные навыки.

Наличие диспраксии и СДВГ любого расстраивает. Если наше тело не движется так, как мы этого хотим, могут возникнуть поведенческие проблемы. Внимательно следите за настроением ребенка, чтобы обнаружить признаки крайней грусти и беспокойства.

Если вы считаете, что у вашего ребенка диспраксия, обратитесь к педиатру, психиатру или психологу-педагогу. В то время как эрготерапевты входят в группу профессионалов, которые помогают в оценке и лечении диспраксии, ТК не могут поставить диагноз в одиночку.

[Читать дальше: дисграфия, дислексия или диспраксия?]

Предыдущая статья Следующая статья

Что такое диспраксия? Симптомы и лечение синдрома неуклюжего ребенка

Что такое диспраксия?

Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность ребенка планировать и выполнять двигательные задачи. Дети с диспраксией кажутся неуклюжими при движении всем телом или используют слишком много или слишком мало силы. При диспраксии ребенок не может подражать другим, часто путает шаги в последовательности, не может придумывать новые идеи во время игры. Диспраксия иногда называется «синдромом неуклюжего ребенка» и часто считается повсеместным с расстройством координации развития (DCD), уникальным, но очень похожим диагнозом, также связанным с плохой координацией глаз и рук, осанкой и нарушением равновесия.

До 50 процентов детей с DCD, который чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, соответствуют диагностическим критериям синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ). 1

Проблемы с координацией, связанные с диспраксией, влияют на все аспекты повседневной жизни — например, на чистку зубов, одевание и стирку. Хотя количество исследований диспраксии растет, это состояние часто неправильно понимают или диагностируют неправильно. Профессионалы с благими намерениями отмахиваются от симптомов диспраксии, говоря: «О, он просто активный мальчик» или «В конце концов она придет в себя». Но запоздалый диагноз диспраксии может сильно повлиять на уверенность в себе и достижения ребенка, даже если он или она имеет средний или выше среднего IQ.

Симптомы диспраксии

Следующие симптомы диспраксии соответствуют каждой стадии развития у детей:

0–3 года

[Самопроверка: симптомы диспраксии у детей]

3-5 лет

Многие из перечисленных выше признаков сходны с симптомами СДВГ и сохраняются на протяжении всего развития ребенка. Кроме того, ребенок с диспраксией может хорошо учиться в одиночестве, но испытывать трудности в классе с другими детьми. Он или она может также избегать физических видов спорта и особенно испытывать трудности с математикой и выполнением домашних заданий.

Диагностика диспраксии: что делать

Поговорите с врачом вашего ребенка о своих проблемах. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть диспраксия, сообщите о своих опасениях ее врачу. Педиатры могут диагностировать диспраксию или направить вас к клиническому или педагогическому психологу. Эрготерапевты помогают в оценке и лечении диспраксии, но не могут поставить диагноз самостоятельно. Любой из этих специалистов оценит историю развития вашего ребенка, его интеллектуальные способности, крупную моторику (использование крупных мышц, которые координируют движения тела) и мелкую моторику (использование более мелких мышц для таких действий, как письмо или завязывание шнурков). Стандартная оценка этих навыков позволит оценивающему специалисту сравнить результаты вашего ребенка с нормальным диапазоном баллов для ребенка его или ее возраста.

Диагноз диспраксии оправдан, если

[Бесплатный ресурс: Преодоление общих проблем обучения]

Сообщите в школу о диспраксии вашего ребенка. Если вы еще этого не сделали, обратитесь к администрации школы вашего ребенка, чтобы узнать о доступных и подходящих условиях. Вы также можете официально запросить оценку услуг специального образования. Составьте список задач, которые расстраивают вашего ребенка. Попросите его учителя найти школьные задания, которые вызывают стресс или раздражительность. Наблюдения учителей помогают воспитателям и терапевтам определить, как помочь.

Варианты лечения диспраксии

Как помочь ребенку с диспраксией

Статья ADDitude «Объяснение диспраксии» содержит шесть полезных советов для родителей по развитию двигательных навыков у детей с диспраксией:

  1. Разбивайте сложные задачи на более мелкие этапы. Освойте один, прежде чем переходить к следующему. Например, обучая завязыванию шнурков, убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно выполнить первый шаг по завязыванию узла.
  2. Используйте изображения или видеомоделирование , чтобы проиллюстрировать последовательность шагов при выполнении сложной задачи.
  3. Используйте мультисенсорное обучение. Добавляйте песни, движения, запахи и текстуры для изучения нового задания. Используйте песенку или стишок, когда учитесь завязывать шнурки. Когда вы учитесь формировать буквы, обведите букву на наждачной бумаге, раскрасьте ее или сформируйте из ароматизированного теста.
  4. Создайте полосу препятствий в доме или за его пределами. Попросите ребенка пройти курс без обуви, чтобы стимулировать сенсорные рецепторы стоп. Добавьте погремушки, мягкие коврики, качели и разрежьте лапшу для бассейна пополам, чтобы получились балансиры. Купите доску для скутера. Полоса препятствий развивает моторику в увлекательной игровой форме. Позвольте ребенку спланировать маршрут и давать ему разные команды, например: «А теперь ползай, как щенок». Имитация животных доставляет удовольствие и развивает творческие способности и мышечную силу.
  5. Разрешайте детям пользоваться ручками для карандашей, ножницами с самооткрывающимися ручками и другими терапевтическими инструментами, развивающими мелкую моторику. Начните с словесных и физических сигналов, затем попросите ребенка назвать следующий шаг.
  6. Изучите когнитивную ориентацию на ежедневную профессиональную эффективность (CO-OP) , активный подход к лечению, который использует взаимную постановку целей, анализ производительности ребенка и высокоуровневые когнитивные (мыслительные) стратегии для улучшения двигательных навыков.

[Как выглядят люди с нарушениями обучаемости в классе]

Сноски

1 Кин, Дафна и Ирен Хаджикуми. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков».


Learn more