Беседа для родителей наша семья и ребенок


Беседа для родителей «Наша семья и ребенок» — Мегаобучалка

Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
  3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  5. Какие дела Вы можете ему доверить?
  6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
  7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
  8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
  9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
  10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
  11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
  12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
  13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
  14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
  15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

 

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методикапроведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значи­мое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль роди­теля того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отноше­ниях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделил­ся бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на кон­фликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (па­пой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относят­ся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Беседа для родителей " Ребенок учится тому, что видит у себя дома."

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому

Задачи собрания:

·        Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка.

·        Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок.

·        Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями.

·        Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.

·        Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

·        Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.

Форма проведения: информационно-аналитический лекторий с элементами  практикума.

Оборудование: музыкальное оформление,  презентация, видеоролик, слова на карточках, пословицы на доске, анкеты, рисунок мальчика.

Предварительная подготовка к собранию: памятка для родителей по проблеме собрания, анкеты.

·        Ребенок, что тесто,  как замесил, так и выросло.

·        Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

·        Верная указка не кулак, а ласка.

·        Засиженное яйцо всегда болтун,
занянченный сын всегда шатун.

·        Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.

·         «Счастлив  тот,  кто  счастлив  дома».

·        «На  что  и  клад,  коли  в  семье  лад».

·        Какими  дети  рождаются,  это  ни  от  кого  не  зависит,  но  чтобы  они  путём  правильного воспитания   сделались  хорошими  -  это  в  нашей  власти».      (Плутарх) 

·        Наши  дети  - это  наша  старость. Правильное  воспитание  -  это  наша  счастливая старость,  плохое  воспитание  -  это  наше будущее  горе,  это  наши  слёзы,  это  наша  вина перед  другими  людьми,  перед  всей  страной.    (А.С. Макаренко).                   

 

Ход собрания:

1.  « Все мы родом из детства…» 1 этап

  Собрание начинается с прослушивания песни « Родительский дом».

 Учитель: Уважаемые родители, сегодня  тема родительского собрания 

« Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».

 

Вступительное слово учителя.

Эпиграфом нашего собрания будут слова персидского поэта Саади, который жил в 13 веке:

 

Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

 

 Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.  Современная беда в том, что  многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

     Из семьи  ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть  от них.

       А.С. Макаренко  пишет в своей « Книге для родителей»:

« Ваше собственное поведение - сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи.

 2 этап.

«Свою жизнь я вычерпал из родникового колодца опыта семьи, в которой я рос».

 

Из радуги постройте дом,

Основу заложите в нём:

Любовь, радушье и добро.

В нём будет радостно, светло.

 

Строительство дома из основных понятий.

( на доске  вывешены основные понятия)

Любовь,  дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложьрукоприкладство, лень,  безделье.

( Родители выбирают хорошие понятия, отрицательные остаются). 

Учитель показывает дом, который построили. Идёт обсуждение.

  Учитель: Как найти пути выхода от вредных привычек? Как организовать свой семейный досуг?

Ожидаемый результат.

В ходе работы родители изучают понятия  для строительства  своих домов.  

Тренинговое задание «Ребенок».  

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...

Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

 3 этап «Коль видят нас и слышат дети мы за дела свои в ответе».

     К сожалению, в наших домах бывают и те понятия, которые вы не выбрали.  Ребёнок берёт для себя,  и хорошее,  и плохое от своих родителей.

    Дети - это  наши зеркала. Все   плохие  привычки, которые есть у нас   со временем будут и в наших детях. Вы сами должны отказаться от вредных привычек, чтобы не быть примером для своих детей.

Обсуждение ситуаций, которые могут встречаться в семьях.

 1ситуация. Папа  или мама курит в комнате при ребёнке.

  2ситуация. Отец пришёл домой в нетрезвом состоянии.

   Что видит ребёнок? Какой пример дают родители своим поведением?

В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывает в себя и хорошее, и плохое.

    Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни , ответ будет один- вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».

     СИТУАЦИЯ.

      Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

     -Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?

      После папиного молчания опять следует вопрос:

    -А почему?

    - Потому, отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. –Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.

    -Мама, а Миша говорит…

    -Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.

       И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты.

     СИТУАЦИЯ.

 

Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.

Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.

Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.

Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.

Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!

Мама: Муж - голова, жена - шея. Куда захочу, туда поверну.

Папа: Да пошла ты! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.

Мама: Ещё не известно, кто глупее - ты или я!

Вопросы по ситуации:

- Кто из родителей прав?

-В чём ошибка каждого родителя?

-Что может из этого выйти?

Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.

Ожидаемый результат.

Учитель обобщает высказывания родителей и делает вывод:

 « Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».

 

            Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

             Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

             Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.

             К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.

             Более того, появились так называемые "семьи риска", где родители пьют, бьют детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии. Истоки этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.

             В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям - так ребёнок протестует против негатива, его окружающего.

             Растёт число неполных семей. Очень болезненно отражается на воспитании ребёнка, если родители не живут вместе, разошлись. Бывает, дети становятся предметом распри между родителями, которые не скрывают своей неприязни друг к другу от детей. Чаще семейная жизнь не складывается из-за пьянства отца. Трудно сказать, что лучше для ребёнка -жить в постоянной атмосфере напряжённости или отдельно от отца. Наверное, из двух зол надо выбирать наименьшее.

             Велика роль матери в жизни и воспитании ребёнка. От неё во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (уют, теплота, взаимопонимание и т. д.).

              К сожалению, увеличивается, и число одиноких матерей, которые оставляют своих детей на попечение бабушек. Молодые мамы уезжают в города, чтобы найти достойно оплачиваемую работу и устроить личную жизнь, а бывает, что просто не хотят заниматься воспитанием собственного ребёнка. А ведь нужда в родительской, материнской любви -поистине жизненно необходимая потребность. Не по этой ли причине повзрослевшие дети порой утрачивают с родителями душевную и психологическую связь?

 

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал самословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

        Себастьян Брант-немецкий сатирик  конца 15 века.

          

 «Я и мой ребенок» (тест для родителей).

 

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы – главные проектировщики,  конструкторы и строители детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

 

Вопросы

ответы

Можете ли вы?

Могу и

всегда

так

поступаю

Могу,

но не

всегда

так

поступаю

Не

могу

1. В любой момент оставить все свои  дела и заняться ребенком?

 

 

 

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

 

 

 

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по

 отношению к нему?

 

 

 

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

 

 

 

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка  вывел вас из себя?

 

 

 

6. Поставить себя на место ребенка?

 

 

 

 

7. Поверить хотя бы на одну минуту, что вы добрая фея  (прекрасный принц)?

 

 

 

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

 

 

 

9.Воздерживаться от употребления слов и

   выражений, которые могут ранить ребенка?

 

 

 

10 . Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее  поведение?

 

 

 

11 . Выделить ребенку один день, когда он может вести себя как хочет?

 

 

 

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

 

 

 

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка

Ответ «Б» - в 2 очка

Ответ «В» - в 1 очко

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

13- 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос  первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.

 

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.      


             Детей учит то, что их окружает. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

·        Любовь умиления,

·        Любовь деспотичная,

·        Любовь откупа.

Рефлексия собрания.

Учитель:

·                     Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое трудное в  воспитании человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалось чуткость сердца к окружающему миру.

·                     Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»

И закончить наше сегодняшнее собрание стихотворением:

·        В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

4 этап. «  Вся семья вместе, так и душа на месте».

( Выступая, дети рассказывают, какими хотят видеть они свои семьи, что им нравиться в своих семьях)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начните разговор с ребенком за ужином

читать •

Ранний подростокДошкольникиШкольный возрастПодросткиПодросткиОбщениеСоединение


"Мы собираемся в отпуск, и я хотел бы поговорить с семьей во время прогулки, но я даже не знаю, с чего начать, чтобы дети открылись и заговорили."

Семейный отдых — прекрасная возможность для содержательных дискуссий. Но родители часто говорят мне, что не знают, с чего начать «настоящий» разговор с ребенком.

Что, если бы вы могли задавать вопросы, которые помогли бы вам и вашему ребенку установить связь на более глубоком уровне? Что, если бы вы могли увлечь ребенка интересными темы, которые им нравились и из которых они даже узнали, без каких-либо лекций?

Можно! Вам просто нужно помнить три простых вещи.

  1. Задавайте хорошие вопросы.
  2. Обязуйтесь слушать, а не читать лекции.
  3. Наслаждайтесь обсуждением и оставайтесь любопытными!

Не стесняйтесь высказывать свое мнение; детям часто любопытно, что думают родители. Просто убедитесь, что вы сначала слушаете, и что вы слушаете больше, чем вы говорите.

Если вы заметили, что чувствуете острую потребность высказать свое мнение, сделайте вдох. Это обычно приводит к чтению лекций, которые заставят вашего ребенка настроиться. ты вон. Здесь нет никакой угрозы, и терять нечего. Это просто разговор, где вы тренируетесь слушать и получать удовольствие от своего ребенка. Ваш ребенок, вероятно, извлечет несколько потрясающих жизненных уроков из обсуждения этих вопросов, но это процесс выработки их взглядов и понимания себя лучше, потому что у них есть возможность выразить себя. Самый важный вывод для вашего ребенка будет чувствовать себя услышанным, видели и ценили.

Эти вопросы помогут вам начать работу. Вместо того, чтобы дразнить ребенка, используйте его в качестве отправной точки для двустороннего разговора. Начните с того, что задайте ребенку вопрос и выслушайте ответ, не забывая отражать то, что он говорит, чтобы он знал, что вы понимаете.

Эти вопросы для начала разговора могут быть адаптированы для детей всех возрастов и хорошо подходят как для начала семейных разговоров за обеденным столом, так и для один на один раз.

Знакомство с ребенком

Ваши отношения с ребенком

Семья

Смешанные семьи и приемные семьи

Ценности и характер

Школа и обучение

Эмоции

Дружба и сверстники

Запугивание

Употребление наркотиков и алкоголя

Согласие, секс, любовь, брак и сексуальные предпочтения

Образ тела и гендерные роли

Духовность

Разговор между родителями и детьми: больше, чем просто пустая болтовня

Результаты исследований показывают, что сидеть за обеденным столом и разговаривать в кругу семьи — это один из способов помочь детям развить языковые навыки дома.

Связи между устной речью, словарным запасом и пониманием прочитанного хорошо установлены, в значительной степени благодаря тому факту, что чтение является языковым навыком (Kamhi & Catts, 2013). Обширные исследования показывают, что содержательный разговор между членами семьи и детьми влияет на развитие словарного запаса детей и их успехи в школе. Например, Харт и Рисли (1995) и Хофф (2003) провели основополагающие исследования, в которых рассматривалась взаимосвязь между взаимодействием родителей и детей и развитием словарного запаса. Они обнаружили, что чем больше родители взаимодействовали со своими детьми в содержательных дискуссиях, тем более развитым становился их словарный запас и тем более подготовленными дети должны были быть успешными в школе.

Значимое взаимодействие родителей и детей помогает развивать соответствующие разговорные навыки, которые способствуют успеху в чтении. Например, Snow & Beals (2006) отмечают, что участие в повествовательной беседе за обеденным столом, например, рассказ о прошлых событиях или построение планов на будущее, может познакомить детей с последовательностью событий и незнакомой лексикой. Эти беседы дают детям возможность учиться в естественной разговорной обстановке с людьми, которые заботятся друг о друге. Дети узнают, какие темы подходят, как не отклоняться от темы, как дать слушателю достаточно информации и какие социально приемлемые средства общения в этой обстановке.

Недавний повторный анализ данных исследования Харта и Рисли показал, что значение имеет не количество произнесенных слов, а качество слов (Rindermann & Baumeister, 2015). Другими словами, важно не то, как много вы говорите, а то, насколько этот разговор вовлекает и обеспечивает взаимодействие с вашим ребенком. Чтобы расширить словарный запас ребенка, ваша речь должна включать сложную лексику, расширяющую значение слов. Таким образом, слова соединяются с осмысленной беседой, которая побуждает ребенка к более глубокому осмыслению и обработке идей и комментариев.

Если вы найдете время для содержательной беседы с ребенком, несмотря на его возраст, это может принести большие плоды. Ниже приведены несколько способов увеличить количество содержательных разговоров в вашем доме.

Говорите вверх, а не вниз

Чтобы повысить качество разговора в вашей семье, обязательно вовлекайте своих детей в нормальный разговор, используя повседневный взрослый язык. Говорить со своими детьми свысока, а не снисходительно означает, что вы избирательны в использовании слов, включая фразы или идеи, которые вы хотели бы, чтобы ваши дети использовали публично. Вам не нужно слишком долго обдумывать выбор слов, но если вы не будете говорить с детьми снисходительно, они начнут усваивать новые слова и правильный синтаксис.

Я наблюдал, как мои друзья разговаривают со своими маленькими детьми, обсуждая различные сценарии. Например, маленький сын друга хотел убедить ее, что ему нужно дольше пользоваться планшетом. Разговор шел туда-сюда, и каждый объяснял, почему это было или не было вариантом. Мама говорила: «Сейчас это не вариант. Сегодня у нас много дел, и игра на планшете не входит в их число». Ее маленький сын отвечал: «Мама, у нас есть целый день, чтобы закончить наши дела. Прямо сейчас нам нужно сосредоточиться на планшете, прежде чем он разрядится». Это всего лишь один пример того, как мама не говорила с ребенком свысока или просто говорила «Нет» или «Вы все сделали», а тратила время на объяснение.

Слово из четырех букв для развития словарного запаса: G-A-M-E

Еще один способ увеличить словарный запас вашего ребенка — играть в словесные игры. Я рано научился подсчитывать тройное количество слов, используя случайные плитки с буквами, которые были в моем распоряжении во время игр Scrabble. Мои старшие братья, сестры и родители обсуждали со мной, какие буквы использовать для составления слова, как расположить их на доске, чтобы получить наибольшее количество очков, и что означало это слово. Я также помню, как играл в Boggle и мчался, чтобы составить как можно больше слов, пока истекал таймер, все время смеясь и разговаривая с другими игроками. Сегодня существует множество бесплатных приложений для игры в слова для ваших электронных устройств, в том числе многие от PBS, которые предоставляют детям забавные возможности играть со словами и развивать свой словарный запас.

Помимо структурированной игры в слова, вы можете устроить игру, вводя новые слова и затем используя их в разговоре. Ежедневные календари слов — популярный способ для членов семьи выучить и включить новые слова в свой словарный запас. Такие календари также дают возможность увеличить общий объем разговоров, поскольку вы объясняете определение и рассказываете о том, как внедрить его в ежедневные разговоры. В одном из вариантов игры мой отец учил нас всех новому слову во время долгих поездок, когда я рос. Однако он сделал оговорку, что мы должны включить новое слово в наши сегодняшние разговоры как можно больше раз. Такой подход не только расширил наш банк слов, но и дал нам осмысленный способ включения новых слов в наш общий словарный запас.

Будьте пространными в своих объяснениях

Не забывайте проявлять терпение к себе и своему ребенку. Включение сложной лексики в ваш ежедневный разговор не происходит в одночасье. Например, будут времена, когда ваши дети идентифицируют все живое как щенка или каждого человека как маму. Это ваша возможность не только поправить ребенка, но и расширить его понимание, сказав: «Это утка. Утки крякают вот так (имитируют звук, который издает утка)». Или, признав, что этот человек не мама, скажите, кто этот человек, и объясните его или ее отношение к ребенку: «Это бабушка. Бабушка — это папина мама». Обеспечивая исправление таким образом, ваши дети имеют возможность построить лексикон, который идентифицирует разных людей, места и вещи.

То же самое можно сделать с ребенком, который слышит слово, которое незнакомо, но является частью более крупного словарного семейства, например, транспортное средство вместо грузовик . Вы можете сказать своему ребенку: «Этот автомобиль — полуприцеп. Полуприцепы, или полуприцепы, — это большие грузовики, которые перевозят самые разные вещи с места на место. Эта машина выглядит так, будто везет еду в наш продуктовый магазин». Это не только обеспечивает количество слов для ваших детей, но и большое количество качественной беседы, которая расширяет их понимание слов, которые они слышат вокруг себя ежедневно.

Найдите время для семейного ужина и бесед за столом

Кэтлин Ферриньо, директор по маркетингу Национального центра наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (CASA) в рамках инициативы «День семьи» Колумбийского университета, заявляет: «Волшебство, происходящее за семейными ужинами, не еда на столе, но общение и разговоры вокруг нее» (Национальный центр наркомании и злоупотребления психоактивными веществами, 2010 г., п. 4). Годы исследований показывают, что если вы находите время, чтобы посидеть с семьей за обеденным столом и поговорить во время еды, то это существенно повлияет на развитие ваших детей. Это повышает успеваемость при одновременном снижении риска злоупотребления психоактивными веществами, депрессии и подростковой беременности (Национальный центр зависимости и злоупотребления психоактивными веществами, 2010 г.).

Но давайте посмотрим правде в глаза. Из-за все более напряженного образа жизни прошли те дни, когда все собирались за столом в 17:00 каждый день для еды и семейных бесед. Даже если семейный ужин не может быть повседневным занятием в вашем доме, найдите время, чтобы сесть всей семьей и поесть, когда это возможно, это может оказать положительное влияние на вашу семью.

В проекте «Семейный ужин» есть много отличных идей, как сделать семейный ужин с пользой для разговора реальностью:

Быть готовым задавать вопросы и слушать ответы за обеденным столом — отличное начало для развития языковых навыков ваших детей и расширения их словарного запаса.

Ссылки

Харт, Б., и Рисли, Т. Р. (1995). Значимые различия в повседневном воспитании и интеллектуальном развитии маленьких американских детей .


Learn more