40 дней ребенку у армян


ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. АРМЯНСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА : Новости : ВСЕ МЫ

16.03.2022

Традиции, связанные с рождением ребенка в Армении, отражают центральную роль семьи и детей в армянской культуре.

Основным смыслом брака считалось продолжение рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий. Чтобы уберечься от этого, женщина носила на щиколотках браслеты с подвесками, звон которых, по поверью, отгонял злых духов. Бездетные женщины часто посещали места паломничества, совершая при этом обряд жертвоприношения. Согласно одному из древних обрядов, женщина с тяжелым камнем на спине должна была трижды обойти святыню.

Во время беременности будущая мать вела обычный образ жизни, но считалась «нечистой», поэтому ей запрещалось месить тесто, печь хлеб, сбивать масло. Кроме того, чтобы не навредить ребенку, нельзя было находиться рядом с бездетной женщиной. Полагалось во всем угождать беременной, особенно в пище, чтобы ее ребенок родился здоровым.

Ожидая появления ребенка на свет, родители надеялись на рождение мальчика. Счастье при рождении дочери было неполноценным, поскольку впоследствии она выходила замуж и уходила в другую семью; сын же считался продолжателем рода.

Во время родов мужчины не находились дома, с роженицей могли остаться только повитуха – «татмер» и пожилые родственницы. Для защиты от злых духов, которые, как считалось, в это время угрожали роженице, в доме широко открывали двери, окна, снимали крышки с посуды, развязывали всевозможные узлы и пояса, расстегивали одежду. У ног женщины разбивали яйцо, а около нее ставили заряженное ружье, под подушку прятали кинжал, шампуры, веретено, кусочки железа. Все это – обереги от нечистой силы. Не разрешалось произносить имя роженицы, чтобы злые духи, услышав его, не завладели ее душой.

Приняв новорожденного, повитуха первым делом посыпала его солью, считавшейся оберегом. Кроме того, каждый человек, входивший в дом после рождения ребенка, должен был положить руку на сосуд с солью, прежде чем подойти к матери. О появлении на свет ребенка повитуха в первую очередь сообщала отцу.

Узнав о радостном событии, близкие родственницы произносили особое поздравление – «ачкед луйс» (дословно: «свет твоим глазам») и приносили плов, печенье, фрукты. Вскоре приглашали священника, чтобы «очистить» дом и всю посуду от следов пребывания злых духов.

На восьмой день после рождения ребёнка проводили крестины – одно из главных событий в жизни каждого человека наряду с самим рождением. Крестного выбирали тщательно: им мог стать успешный и счастливый в браке мужчина. К крёстному в семье малыша было особое отношение: его почитали и к его слову всегда прислушивались. Когда крёстный входил в дом, мать крестника обязательно вставала в знак почтения.

Как правило, таинство крещения ребенка проходило в узком кругу: священник проводил обряд в присутствии крестного и членов семьи. Малыша одевали во все белое, поскольку этот цвет считался символом чистоты, а на шею надевали «нарот» – свитый из белых и красных нитей шнур, который снимали на третий день после крестин. В этот же день священнослужитель освещал крест и подарки для ребёнка.

Кроме того, во время крещения давали имя новорожденному. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Нередко ребенку давали имя его дедушки или бабушки. Имени обычно придавали символическое значение и иногда могли его поменять, чтобы обмануть злых духов, если малыш рос слабым и болезненным.

В течение 40 дней после рождения ребенка армянская женщина считалась «нечистой», по этой причине ей запрещалось прикасаться ко всему, чем пользовалась вся семья. Особенно строго запреты соблюдали в первую неделю, до крестин ребенка. Роженицу кормили и поили из отдельной посуды, давали специальные блюда, в частности – хавиц – густую и сладкую кашу из пшеничной муки; вместо воды женщина пила выдержанное красное вино. В этот период, согласно армянским традициям, молодая мать так же не могла прикасаться к ребенку, которого купала и пеленала повитуха или кто-нибудь из пожилых женщин этого дома.

Первые сорок дней, по народному поверью, ребенок был наиболее уязвим для действия злых сил. Чтобы избежать несчастья, предпринимались разнообразные меры. Так, в течение сорока дней у изголовья ребенка постоянно горел светильник, поскольку верили в очистительную силу огня. На колыбель младенца вешали разные амулеты-обереги. Колыбель украшали резными изображениями крестов, под подушку прятали записки с заговорами от порчи, кусочки хлеба, угля. Около люльки ставили миску с водой.

Чтобы защитить маленького ребенка от сглаза, к его одежде прикрепляли обереги-амулеты – ачкиулунк. Обычно это были сине-белые глазчатые стеклянные бусинки, которые пришивали детям к плечикам одежды.

«Сорокадневие» завершалось ритуальным купанием ребенка и матери. Роженицу купали над соломой, которую потом сжигали, а затем «выводили на солнце» люльку, ребенка и мать. К вечеру в доме собирались близкие родственницы и сопровождали мать с ребенком в церковь, где происходило окончательное «очищение».

К первому году жизни ребенка были приурочены некоторые обряды. Когда у малыша появлялся первый зуб, устраивали семейное торжество с приглашением близких родственников. Ребенка сажали на пол, накрывали головку скатертью и сверху сыпали кчехаш – вареную пшеницу, либо наливали жидкую пшеничную кашу с изюмом. Во время этого торжества перед ним клали нож, гребень или зеркало и смотрели, к чему ребенок потянется: если брал нож, это означало, что следующим у него родится брат, а если гребень или зеркало – то сестра.

До года ребенку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или церкви, считая, что, если они попадут на землю и их затопчут, ребенок может лишиться своей жизненной силы и заболеть.

 

При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:

https://www.armmuseum.ru/rituals-related-to-the-birth-of-a-child

https://armeniatourism.ru/traditions/traditsii-svyazannye-s-rozhdeniem-rebjonka

https://ru.armeniasputnik.am/20190811/Traditsii-armyan-pri-rozhdenii-rebenka-ili-Zachem-malyshey-pelenali-s-pomoschyu-zemli-20009037.html

Отдел международных проектов



Теги: Традиции народов мира, Армяне


Армянские дети знакомятся с обычаями с первых дней жизни

Как родина начинается "с картинки в букваре", так народ начинается с языка и национальных традиций. И знакомство с ними, в частности у армян, происходит в столь раннем возрасте, что момент приобщения к культуре отпечатывается в подсознании.

В каждой по-настоящему армянской семье есть обычаи, которые соблюдают, даже не зная их происхождения, а порой и тайного смысла. Особенно много адатов сопровождают первый год жизни ребёнка.

Адат – Карасунк, или 40 дней. По предписаниям женщине не разрешается заходить в храм в течение сорока дней после родов. По истечении этого срока она приходит с новорождённым к церкви, встаёт на её пороге на колени и совершает сорок поклонов. В это время священник молится за мать с ребёнком и благословляет их на присоединение к дому Господню. В наши дни выход из Карасунка отмечается за большим семейным столом. Многие родители и сегодня показывают малыша друзьям и родственникам лишь после 40 дней.

Адат крещения ребёнка – Мкртутюн. Ближайший день, установленный церковью, – восьмой после рождения, по примеру Иисуса Христа, наречённого именно на восьмой день. До обряда родители тщательно выбирают крёстного отца – кавора, который обязательно должен быть христианином Армянской апостольской церкви и обладать знаниями Божьих заповедей и национальных традиций, чтобы передать их своему крестнику. Во время крещения младенец во имя Святой Троицы трижды погружается в наполненную водой купель, что знаменует смерть, погребение и Воскресение Христа.

После таинства Крещения следует таинство Миропомазания – Кнунк. Священник отмечает миром лоб, глаза, уши, нос, уста, руки, сердце, спину и ноги ребёнка. При помазании каждой из девяти частей тела соответствует своя особая благодать. Считается, что после этого младенец освобождается от первородного Адамова греха и остаётся под невидимой и могучей защитой Христа на протяжении всей жизни.

Ну и наконец, ещё один красивый обычай, который приходится на первый год жизни ребёнка, – праздник в честь первого зубика – Атамхатик ("атам" – "зуб", "хатик" – "зёрнышко"). Малыша сажают на стол, держат над его головой ткань или пелёнку и сыплют сладости, смешанные с зёрнышками пшеницы, ячменя, гороха и других зерновых культур. Этот обряд должен помочь следующим зубкам вылезти быстро и безболезненно.

Конечно, со временем традиции несколько меняются, но ведь не теряются! Армяне соблюдают их по сей день не только в Армении, но и в России. Так мой народ сохраняет национальную идентичность и чтит память предков, а дети с самого рождения становятся важным поводом, чтобы собрать вместе большую армянскую семью!

Тэги

Постные дни – Армянская Апостольская Церковь Святого Воскресения

Армянская Церковь имеет два вида поста. Воздержание от продуктов животного происхождения (бах) и полное воздержание (дзом).

У армян воздержание, как канонический религиозный мандат, требует воздержания от употребления в пищу продуктов, содержащих мясо, животные жиры, молочные продукты, яйца и алкогольные напитки. Вместо этого предписывается есть овощи и злаки (и продукты на их основе), приготовленные на растительных маслах или оливковом масле. Мед также разрешен.

Оба вида поста должны сопровождаться молитвой, очевидная истина, которая открывается при чтении соответствующих и обозначенных мест из Евангелия.

Ежедневный пост

Ежедневный пост проводится по средам и пятницам. Есть освобождение от поста в течение сорока дней после Пасхи (до Вознесения) и во время октавного (восьмидневного) празднования Богоявления с 6 по 13 января.

Обычай считать эти два дня недели постными днями является древнейшей традицией вселенской Церкви, закрепленной в самом раннем христианском документе вне Нового Завета, озаглавленном «Дидахе» или «Учение Двенадцати Апостолов». ” написано между 70-90 г. н.э. В письме говорится: «Пусть ваши посты не приходятся на те же дни, что и лицемеры, постящиеся в понедельник и четверг. Лучше поститесь в среду и пятницу». Эти два дня знаменательны, потому что среда была днем, когда Иуда Искариот потворствовал иудейским религиозным властям, чтобы предать нашего Господа, а пятница, конечно же, была днем, когда наш Господь был Распят за наши грехи.

Великий пост

Великий пост начинается в 7-й понедельник перед праздником Славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа (Пасха). Великий пост начинается в понедельник и длится ровно 40 дней.

Для Армянской церкви Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем. То есть 40-й день. На следующий день Лазарева суббота (41-й день).

Великий пост не включает Страстную неделю, которая начинается в понедельник после Вербного воскресенья. Новый период поста наблюдается во время Страстной недели, и, таким образом, период поста продолжается непрерывно до Страстной субботы.

Сорок дней Великого поста не обязательно означают сорок дней поста, так как суббота и воскресенье традиционно не считались постными днями в Армянской церкви.

Субботы Великого поста посвящены памяти святых и особенно мучеников, являющихся церковным свидетельством (доказательством) Воскресения Христова. Обратите внимание, что во время Великого поста в Армянской церкви поминают святых только по субботам. В остальное время года святых поминают только по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам и никогда в день поста, то есть в среду или пятницу (см. Ежедневный пост выше). Армянская церковь считает поминовение мучеников несовместимым с духовностью поста.

Воскресенье всегда было Днем Господним, когда пост считался не только неоправданным, но и запрещенным (Никейский собор 325 г. н.э.). Мы не постимся в присутствии жениха [Матфея 9:15]. Однако на протяжении веков подавляющий покаянный дух Великого поста влиял на народное благочестие армянского народа. Вопреки древней традиции стало принято распространять Великий пост также на субботу и воскресенье.

Канон №7 местного Армянского Синода Дуина (719н.э.) предложил «а -й, что касается соблюдения и разговения по субботам и воскресеньям в течение сорокадневного поста, то это должно быть оставлено на волю каждого, пока каждый без угрызений совести и невзгод благодарит Бога и без слов плохо от компаньона, который желает есть в меру. И то, и другое приемлемо для Бога и соответствует традиции Церкви Христовой».

Не существует единого, абсолютного, универсального свода правил поста, действовавшего во всех частях Армении на протяжении веков. Пост вообще был довольно строгим в Армении, особенно в древние времена. Одно из армянских слов, обозначающих Великий пост, Aghoohats  (Соль и хлеб) не было преувеличением. По крайней мере, в некоторых армянских монастырях постная диета с понедельника по пятницу состояла из соли, хлеба и воды. Мы знаем, что миряне также следовали этому режиму. Во время Великого поста не ели ни мяса, ни продуктов животного происхождения (включая рыбу). Точно не с понедельника по пятницу. Больше неопределенности в отношении вина (и всех алкогольных напитков), масел (даже оливкового), оливок, меда и некоторых других продуктов. Те, кто следовал самым строгим правилам, также воздерживались от этих продуктов, в то время как другие в некоторых местах и ​​время этого не делали.

В конечном счете, вы должны разработать режим голодания, которому вы можете разумно следовать и который лучше всего соответствует цели голодания. Мы постимся, чтобы осознать свой голод по Господу. Когда мы постимся, мы на деле заявляем, что не можем жить одним хлебом. Пост — это физическое дополнение к молитве и посвящение нашей жизни Богу. Когда мы постимся, мы добровольно отходим от нашего режима питания, принося небольшую жертву, которая вызывает некоторое неудобство, чувство голода. Эти муки голода становятся для нас физическим напоминанием о необходимости заполнить пустоту не едой, а Словом Божьим через молитву, преданность и дела милосердия.

По субботам и особенно по воскресеньям во время Великого поста следует умерить свой пост или воздержание. В вашем питании должны отражаться как великопостный дух самопосвящения Богу, так и радость Христова Воскресения и Царства Божия, которые мы особенно празднуем каждое воскресенье. Великий пост не исключение.

Представление о том, что Великий пост — это время болезненной печали, является серьезным недоразумением и искажением истинного смысла покаяния.

Важны не детали того, от чего вы отказываетесь (см. Канон №7, приведенный выше), а ваше отношение к Богу. Ваш режим поста должен приближать вас к Богу. Оно должно углубить вас в ту новизну жизни, дарованную нам Христовым Воскресением, в которое мы крещены.

Однако никогда не упускайте из виду тот факт, что хотя каждый человек должен выбирать свой собственный режим поста, пост является духовным упражнением Церкви. Церковь постится во время Великого поста как совместное упражнение в обращении и обновлении, хотя детали того, как каждый из ее членов выполняет это, могут различаться.

Недельные посты

Существует одиннадцать постов, которые соблюдаются в течение пяти (5) дней с понедельника по пятницу, за исключением поста Рождества Христова, который длится шесть (6) дней.

Имя быстрого Дата
Пост Рождества Христова и Богоявления За неделю до Богоявления: 6 января
Пост оглашенных За три (3) недели до Великого поста
Пост Илии На следующий день после праздника Пятидесятницы
Пост Страстной недели Неделя перед Пасхой (Страстная неделя или Авак Шапат)
Пост Святого Отца нашего Григория Просветителя За неделю до дня обретения мощей святителя Григория Просветителя
Пост Преображения За неделю до Преображения
Пост Успения Пресвятой Богородицы За неделю до Успения
Крестовоздвиженский пост За неделю до Возвышения
Пост Святого Креста Варака За неделю до Святого Креста Варака
Пост Адвента Первая неделя Хиснага (Адвента)
Пост Святого Иакова (Soorp Hagop) епископа Нисибиса Третья неделя Хиснага (Адвента)

Справки

Старший диакон Лазарь Дер-Казарян

Армянская церковь Св. Фомы

Армянская семинария Св. Нерсеса

7 Армянские традиции, о которых нужно знать перед посещением

Больше жизни, любящие и щедрые, армяне очень гордятся своими армянскими традициями и обычаями. Не нужно дважды просить их поделиться ими. Местные жители не любят ничего лучше, чем открывать свои сердца и свои дома незнакомцам, которых приветствуют как семью с воодушевляющим bari galust! («добро пожаловать»).

Поэтому неудивительно, что щедрость и великодушие являются краеугольными камнями армянских традиций и обычаев. Веселые армяне любят праздник и всех приглашают. Так что, если ваш визит в Армению совпадает с одним из их традиционных фестивалей, в том числе и вы.

7 Армянские традиции и обычаи, которые вы должны испытать

Наденьте танцевальную обувь, приготовьте свои вкусовые рецепторы и будьте непредвзятыми. Вот что вас ждет, если вы окажетесь среди наших любимых 7 армянских традиций и обычаев:

1.

Гори, детка, гори…

Армяне верят в удачу в любви, жизни и перспективу плодородного урожая сгореть в пламени огня. Таким образом, разведение костров занимает центральное место в самых огненных армянских традициях — Трндез .

Говорят, что пламя символизирует свет, тепло, радость и быстрое приближение зимы, но более того, оно может предсказывать. Огонь предсказывает, собирается ли пара пожениться или завести ребенка. Он разбивает зимние морозы и делает поля плодородными. Он исцеляет больных и вдохновляет кур нести больше яиц. По адресу Trndez огонь может сделать что угодно.

Однако наиболее примечательно то, что именно на этом огненном фестивале вы увидите, как пары прыгают через пламя, чтобы решить, поженятся они или нет. Молодожены (полностью одетые в свадебные наряды) прыгают через костры, чтобы определить, будет ли у них ребенок. В обоих случаях армяне считают признаком удачи, если их коснется пламя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Все, что вам нужно знать о путешествии в Армению

2.

Соленое печенье

Отойди в сторону, День Святого Валентина. Святой Саргис ( Сурб Саркис ) — армянский покровитель любви и молодости. И в его имени ключ к сердцу армян кроется в соленом бисквите.

Накануне 14 февраля армяне-одиночки едят специально приготовленное соленое печенье (известное как агиблит ) и воздерживаются от питья воды.

Легенда гласит, что их будущий партнер принесет им чашку воды, чтобы утолить жажду. А если нет, то удачи в следующем году.

3.

Вербное воскресенье Цахказард

Ожидайте буйство красок на улицах Армении в Вербное воскресенье ( Цахказард ). Дословно переводится как «украшенный цветами», Цахказард видит церкви по всей стране, ярко украшенные свежими цветами и ивовыми ветвями.

Будучи первым народом, принявшим христианство в качестве государственной религии, армяне глубоко религиозны. Таким образом, такие праздники, как Цахказард , Пасха и Вознесение, являются ключевыми датами армянского календаря. Но местные жители также суеверны и искренне верят, что определенные армянские традиции принесут им удачу.

По адресу Цахказард, армяне-христиане верят, что благословенные ветви вербы принесут счастье и удачу в их жизнь и дом. Их вместе с колосьями пшеницы, символизирующими хороший урожай, хранят дома в течение всего года между Вербными воскресеньями. В этот особенный день старое и новое — отбросы прошлых лет, буквально выброшенные на костер, чтобы сгореть.

4.

Промокнуть t Вардавар

Нехватка воды Армения позволяет себе всего один день в году растрачивать этот драгоценный ресурс. Но только из-за его способности очищать изнутри и снаружи. Вардавар восходит к языческим временам и является непреходящей данью уважения Астхик, богине воды и чистоты.

Ожидайте, что в этот день в июле вы промокнете как следует. Армяне безразлично обливают водой любого, кто не выглядит взволнованным, что остался жив. И они тоже в этом не разбираются. Вы могли бы быть совершенно незнакомым человеком только для того, чтобы обнаружить, что ваше ничего не подозревающее «я» обильно облито ведром воды, выброшенным с балкона наверху.

5.

Благословение винограда

Возможно, благословенный виноград вкуснее. Возможно, просто стало общепринятой практикой не пробовать их сочное совершенство до тех пор, пока их не коснется святая рука. В любом случае, местные армяне с нетерпением ждут ежегодного благословения винограда, воздерживаясь от дегустации плодов своего урожая винограда до середины августа, когда Армянская церковь празднует этот ритуал. Местные жители начинают делать свои вкусные армянские вина только после того, как виноград был освящен.

6.

Для армян важна семья

Семья, причем большая, является краеугольным камнем армянской жизни. Вам даже не нужно быть семьей, чтобы вас приветствовали как семью. Армяне теплые, традиционные и очень гостеприимные.

Сердцем семьи являются армянские дети – «свет» дома. Как в значительной степени патриархальное общество, армяне особенно почитают мальчиков, и поэтому первому ребенку мужского пола дается честь быть названным в честь его братского деда.

Наконец, одна из самых своеобразных армянских традиций, связанных с семьей, заключается в том, что новорожденного изолируют ото всех, кроме самых близких родственников, в течение 40 дней после его рождения.

7.

Любой повод для танца

Живые армяне очень легки на ноги и больше всего на свете любят выражать свои чувства в танце. Свадьбы, дни рождения, сбор урожая — армянам, конечно же, не нужны никакие предлоги, чтобы сделать все возможное и праздновать жизнь на цыпочках.

Мелодии начинают звучать после того, как пир окончен, и ожидается, что все приложат все усилия. Возможно, вам посчастливится стать свидетелем представления Kochari , если ваш визит совпадет с одним из самых популярных праздничных мероприятий.


Learn more