Опрос дня:

Нашли ли вы то, что искали на моём сайте?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Лучшие комментаторы
Последние комментарии
  • Loading...
  • Сказка-игра "Удивительное путешествие Жирафика". Полный набор развивающих игр. Учимся чтению и письму, играем в активные игры.

Не учимся, а играем! Методика обучения Зайцева

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНе учимся, а играем! Именно так я бы охарактеризовала методику раннего обучения Николая Зайцева. Наверное, сегодня эта методика является самой популярной. С ее помощью сторонники детского раннего развития обучают своих чад чтению, письму, счету и даже иностранным языкам! И детям нравится такое обучение. Ведь все, что они должны делать – это петь песенки и играть красочными кубиками.

Как появилась методика Зайцева?
Родителями Николая Зайцева были сельские учителя, так что когда пришло время выбирать профессию, сомнений у него не было: он поступил в педагогический университет им. Герцена на филологический факультет. Когда он учился на пятом курсе, его направили на работу переводчиком в Индонезию. Там он преподавал русский и иностранные языки. Эта страница его биографии и стала стартом для создания его уникальной методики обучения. Он смог обучить одному из наиболее сложных языков на планете – русскому – в самые короткие сроки. Его учениками являлись взрослые, которые уже давно отвыкли учиться. Подобная задача изначально казалась нереальной, однако Николай Александрович сумел с ней справиться блестяще. Им на ходу изобретались новые методы, придумывались оригинальные таблицы. Зайцев пытался вникнуть в саму суть языка, чтобы понять, как передать его другим.
Успех воодушевил молодого педагога на создание своей собственной системы обучения. Системы, которая учитывала бы психологические особенности в восприятии русского языка, системы, в которой не было бы громоздких правил и лишних условностей, системы, которая была бы наглядной. Свою методику обучения русскому языку Николай Александрович начал опробовать в средних классах общеобразовательных школ. Однако результаты тестов были удручающими: Зайцев столкнулся с абсолютным непониманием родного языка учениками, им было легче зазубрить правило, а не вникнуть в него. Конечно же, вины детей тут не было, ведь их всю жизнь так учили. 
Тогда Николай Александрович решил обратиться к детям дошкольного возраста, в том числе и к самым маленьким деткам, которым только недавно исполнился годик. И тут педагог достиг успеха. Его разработка – кубики – была названа «звенящим чудом». Детки, которые с трудом осваивали грамоту, начинали самостоятельно читать буквально в течении нескольких занятий. Метод так зарекомендовал себя, что некоторые школы даже решили полностью перейти на подобное обучение.

Мы не нуждаемся в азбуке
Наблюдая за детьми, за тем, каким образом они могут постигать программу, Зайцев сделал следующие выводы:
1. Чтобы научиться чтению, не нужно знать, как называются буквы.
Как часто случается, что мама покупает азбуку, ребенок смог выучить буквы, но читать у него никак не выходит. Он не может склеивать слова.
«Азбука вредна», — заявляет Зайцев. Азбука дает на каждую букву свою картинку: А – абрикос, Б – баран и т.д. Ребенок запоминает и картинку, и букву, но как в дальнейшем объяснить ему, что зебра-абрикоса-ящик-цапля, которые мелькают у него в сознании, образовывают слово «заяц». И даже если малыш познавал буквы без помощи азбуки, которая только усложняет процесс, ему все равно тяжело сразу понять, что буквы превращаются в слоги. Именно по этой причине учителя идут на всевозможные ухищрения, чтобы продемонстрировать, каким образом две буквы складываются в слог.
2. По слогам читать тяжело.
Русский язык имеет слоги, состоящие от 1 до 10 букв. Бывают же такие фамилии, как Мкртчян или Пфельдрт, которые не сразу прочесть можно, а ведь в них всего один слог! Естественно, столь трудные слова ребенку не нужно читать, однако даже простое односложное слово «всплеск» обычно вызывает у читающего по слогам малыша некоторые трудности.
3. Человек вначале учится писать, лишь потом читать.
Малыш проще идет к чтению с помощью письма. Как и взрослый человек, изучая новый язык. Конечно, при условии, что под письмом мы будем понимать не «письмо ручкой в тетрадке», а превращение определенных звуков в определенные знаки, соответственно, под чтением – превращение знаков в звуки. Именно по этой причине, если вы когда-то старались научить кроху узнавать наиболее близкие для него слова, и писали на бумаге или на асфальте «папа», «мама», «бабушка», «Даша», а потом спрашивали: «Где бабушка? А где папа?», то, скорее всего, малышне читал, а скорее писал. Он превращал ваши звуки в знаки, которые вы же и написали.

obuchenie-chteniyu-zaycev

Альтернативой слогам являются склады
Каким же образом тогда научить ребенка чтению, если слоги и буквы только запутывают его, отдаляя момент освоения этой науки?
У Зайцева основная единица – это не буква, слог или звук, а СКЛАД!
Склад представляет собой сочетание согласной и гласной, или согласной и мягкого или твердого знака, а иногда просто одну букву.
К примеру, ПА-РА-ВО-З, СО-БА-КА и прочее. Именно складовый принцип чтения и является основой методики обучения детей чтению Зайцева.
Из-за чего именно склады?
«Все, что мы говорим, является комбинацией из пары гласный-согласный, — разъясняет Зайцев. – После согласного всегда идет гласный звук. Не всегда он обозначен на письме, однако он есть». Наши пращуры ощущали это, поэтому в конце существительных , которые оканчивались на согласный, ставили «ять». Например, можно произнести слово «о-а-зис», положив при этом руку на горло, и вы ощутите усилие связок перед звуками «о» и «а». Терминология Зайцева называет это усилие «мускульным усилием речевого аппарата». Именно это усилие и является складом.

Склады на кубиках
Принципиальным системы Зайцева является то, что ребенок видит склады не на карточках, не в книге, а именно на кубиках.

Почему кубики?
Для чтения необходима работа аналитического мышления (буквы являются абстрактными значками, мозг образует из них звуки, из которых и синтезируются слова), которое начинает сформировываться лишь к школьному возрасту. Именно по этой причине раньше всех детей и начинали учить читать.
Когда у ребенка еще отсутствует аналитическое мышление, он компенсирует это, обостренно воспринимая сигналы, которые поставляются ему органами чувств. Из-за этого Зайцев и основал свою методику именно на зрении, слухе и тактильных ощущениях. Он написал на гранях кубиков склады, сделал кубики разных размеров, цветов и звуков, которые они издавали. Так что каждый раз при обращению к разным кубикам включаются различные каналы восприятия. Именно это и дает возможность ребенку именно почувствовать, а не понять, в чем состоит разница между согласными и гласными, мягкими и звонкими.
Используя эти кубики, малыш составляет слова, начиная их читать. Основной смысл методики прост: что хорошо показывается, о том нет нужды долго рассказывать. Ребенку нужно вначале интересно продемонстрировать предмет изучения, дать опробовать его в игре, и лишь потом подводить определение.

И в заключение статьи видео о методике Зайцева и о том, как разместить обучающие пособия в комнате для ребёнка.

Просмотров страницы - 162


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля обязательны к заполнению *

Рекомендуем!

Играйте с нами в развивающую сказку "Удивительное путешествие Жирафика"!

Баннер на сайт copy

Устали размножать планы и откладывать все на завтра?

Не хватает времени и сил?

Хотите гордиться собой? 

Тогда Вам поможет курс:

"Школа организованных мам"

Курс Елены Мулюкиной "

«Школа годовасика»

 - всё, что вам нужно знать о развитии

и воспитании малышей от года до двух!

Школа годовасика

Приглашаем вас в «Школу двухлетки»!

Это интерактивная школа для детей старше двух лет и их родителей. 

"ШКОЛА ДВУХЛЕТКИ!"

школа_1

Подписка на новости сайта

Введите свой e-mail:

RSS-Подписка