Опрос дня:

Нашли ли вы то, что искали на моём сайте?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Лучшие комментаторы
Последние комментарии
  • Loading...
  • Сказка-игра "Удивительное путешествие Жирафика". Полный набор развивающих игр. Учимся чтению и письму, играем в активные игры.

Методика развития Монтессори

Методика развития Монтессори

Мария Монтессори

Есть один очень важный вопрос, на который нам, родителям, стоит ответить для себя как можно раньше. Ведь от ответа на этот вопрос зависит вся будущая жизнь наших детей. И это на самом деле так, потому что сознание ребёнка формируется под воздействием того «информационного поля», в котором он проводит первые годы своей жизни. Благодаря изучению методики развития Монтессори стало проще ответить на этот вопрос, когда он касается развития детей — ведь как только начинает проявляться сознание, именно оно управляет выбором человека. Ведь сознание, если говорить совсем упрощённо, есть ни что иное, как осознаваемый нами наш личный жизненный опыт. И вполне естественно, что каждый раз выбирается наиболее лучший из проверенных на своём опыте вариантов.

Так что же это за вопрос? Суть его в том, какими мы хотим видеть своих детей тогда, когда они станут взрослыми. И если совсем упрощённо показать два из возможных вариантов, то выглядят они примерно так. Вариант первый. Человек вырос таким, что привык постоянно кому-то подчиняться. По сути, это жизненная позиция хорошего раба, готового всю свою жизнь трудиться на своего хозяина за малое вознаграждение за свой тяжёлый труд. При этом человеком руководит чувство страха перед переменами в своей жизни. Самое печальное то, что и Ваших внуков такой человек будет воспитывать таким же.

Вариант второй. Человек вырос личностью, которая привыкла жить свободной. При этом он знает о том, что всё для него достижимо, если он чётко видит свою цель и проявляет достаточно настойчивости при её достижении. Такой человек сможет найти своё место в жизни и обеспечит свою семью всем необходимым для обеспеченной жизни. Ваших внуков он будет воспитывать именно такими. Ведь дети всегда перенимают привычки своих родителей, которых уважают.

Если Вы выберете первый вариант для своих детей, то реализовать его довольно просто. Достаточно отдать своих детей сначала в обычный детский сад, а потом в обычную школу. Система воспитания и образования, созданная в нашем государстве, сломает их как личности, и сделает послушными рабами. Может и сами вспомнить те методы, которые применялись в своё время к Вам.

А вот если Вы выберете второй вариант для жизни своих детей, то самим придётся для начала многому научиться. А чему же придётся учиться? В первую очередь тому, как совместить свободу ребёнка с его дисциплинированностью и желанием постоянно развиваться. А у кого же этому можно научиться? У тех людей, которые имеют богатый практический опыт общения с детьми, получившими полную свободу. Конечно, такая свобода возможна только после того, как ребёнок научится чётко различать добро и зло. И только взрослые могут помочь ребёнку научиться уйти от проявления зла и только добру позволять быть активным.

Методика развития Монтессори

И у кого же можно научиться тому, как помогать своим детям расти личностями? Для начала можно изучить опыт Марии Монтессори. Она ещё более ста лет назад разработала систему развития детей. Время показало, что если взять эту систему за основу, то гарантированно получим нужные для нас результаты. Стоит только учесть то, что современные последователи, использующие её имя, пошли в своей деятельности совсем в другую сторону. И это привело к тому, что возникло нечно совершенно новое, а не то, что делала сама Монтессори. Использование некоторых развивающих материалов из предыдущей системы вовсе не служит основанием для того, чтобы эту совершенно другую систему развития способностей детей называть системой Монтессори. Поэтому есть смысл познакомиться именно с книгами, написанными самой Марией, чтобы иметь возможность увидеть всю систему такой, как она была создана её автором. В своих последующих публикациях мы покажем саму суть системы развития детей в таком её виде, как она была создана её автором. По нашему мнению это поможет увидеть мир детей глазами Марии Монтессори.

Чем же отличается методика развития Монтессори от других методик?

Кто она была такая, Мария Монтессори, и почему мы даже через сто лет после начала её активной деятельности с благодарностью о ней вспоминаем? В своё время она стала первооткрывателем в области развития детей младшего возраста. До неё мало кто видел в растущую личность, которая тянется к знаниям и развитию. Вся система воспитания и обучения строилась на том, что детей заставляли делать то, что с точки зрения взрослых было им полезно. При этом дисциплинированными детьми считали тех, кто часами мог сидеть в неподвижном положении за партой и при этом соблюдал тишину. Только такое поведение для ребёнка противоестественное. Свобода движения – это основа нормального развития ребёнка, поэтому добиться такой дисциплины можно только одним способом. Нужно сначала сломать ребёнка, как личность, запугать его, и только потом он будет вести себя так, как хотелось бы взрослым. Только что вырастает из такой сломленной личности? Хороший и послушный раб. При этом он в любом случае будет больным, потому, что такой дисциплиной лишают ребёнка так необходимой для него физической активности.

И что же начала делать Мария Монтессори? Она увидела в ребёнке Человека, которому нужно помочь развиться и научиться всё делать самостоятельно. Свой опыт педагога и психолога она начала нарабатывать с умственно отсталыми детьми. Полученные результаты были впечатляющими. Многие её воспитанники перешли в обычные школы и успешно в них учились. Для развития умственно отсталых детей Мария Монтессори использовала с виду очень простые предметы. Отличительной особенностью всех этих обучающих материалов было то, что выполнение любых неправильных действий было наглядно видно. Например, в деревянном бруске есть десять цилиндрических отверстий, диаметры которых отличаются между собой на несколько миллиметров. В каждом из таких отверстий вставлен соответствующий деревянный цилиндр. Понятно, что если все десять цилиндров выложить на стол, то отверстия в бруске станут пустыми. Ребёнку довольно сложно с первого раза все цилиндры вставить в свои места. Предположим, в самое большое отверстие ребёнком будет поставлен тот цилиндр, который на несколько миллиметров меньше этого отверстия и его место в меньшем по размеру отверстии. В этом случае можно вставить только девять цилиндров из десяти. В итоге останутся самое маленькое отверстие и самый большой цилиндр. Даже ребёнку очевиден результат таких неправильных действий с таким обучающим материалом. И если ребёнок уже проявил к такому занятию свой интерес, то он в любом случае ищет возможность правильного расположения цилиндров. При этом самое лучшее, что при таком занятии могут делать взрослые, так это оставить детей самостоятельно разобраться с таким обучающим материалом. Мария Монтессори обратила внимание на то, что именно после таких успешных самостоятельных решений сложных для детей задач, они меняются в лучшую сторону и становятся более способными. На этом наблюдении основана вся система развития детей, которую разработала Мария Монтессори.

Методика развития Монтессори

Материалы Монтессори

Какие основные требования должны быть соблюдены для того, чтобы можно было запустить систему в таком виде, в каком создала её Мария Монтессори и применяла в своих многочисленных «Домах ребёнка»? Скажем сразу о том, что всю систему можно разбить на две части. Первая из них используется для детей от трёх до шести лет, а вторая используется для детей школьного возраста. Для начала мы рассмотрим только ту часть системы, которая является первой. Потому что вторая часть является естественным продолжением первой.

Важное значение имеет количество детей в группе и время их пребывания вместе. Если детей меньше восьми, то система не работает. Лучшие результаты получаются в группе от тридцати до пятидесяти детей. Желательно иметь разновозрастные группы, потому что старшие при этом начинают помогать младшим. Дети в таких группах находятся столько же времени, как в обычном детском саду. Стоит сказать о том, что никто из родителей не имеет возможности в это время общаться со своими детьми. Всем в таких группах руководит обученный человек, которого сама Мария Монтессори называла директрисой. Роль этого человека очень необычна для обычного детского сада или школы. Основная задача директрисы на первом этапе после создания группы научить детей различать добро и зло. Добро должно быть активно, а зло пассивно. Дети довольно быстро это усваивают и начинают вести себя соответствующим образом. Как руководитель большого оркестра помогает каждому из музыкантов, так и директриса помогает каждому ребёнку отдельно. При необходимости она привлекает его внимание к какому-нибудь обучающему материалу и оставляет его с ним на едине. Ребёнок сам наглядно видит свои ошибки и ищет пути их исправления.

Стоит сказать о том, что в группах нет никаких поощрений и никаких наказаний. И если даже ребёнок что-то делает неправильно, то его никто не поправляет,  при необходимости урок повторяется до его усвоения и успешного выполнения.

Обстановка и мебель в комнате для группы имеет важное значение. Вся мебель такого размера, чтобы дети могли свободно её передвигать и она была под их рост. У каждого ребёнка есть свой шкафчик, куда он может положить свои личные вещи. Умывальники тоже такого размера, что даже трёх летние дети могут свободно ими пользоваться. Всё сделано для того, чтобы детям было удобно и комфортно в такой обстановке. Стоит сказать о том, что у каждой группы есть две комнаты. Одна комната для занятий, а другая для отдыха. Любой ребёнок в любое время может переходить из одной комнаты в другую.

И как же директрисе удаётся дисциплинировать несколько десятков детей и при необходимости добиваться идеальной тишины? Всё дело в том, что в условиях абсолютной свободы ребёнок рано или немного позднее начинает искать возможности для своего развития. И когда он видит, что директриса ненавязчиво в нужное время ему в этом помогает, то ребёнок начинает делать только то, что нравится этому человеку. По сути, между тем, что Мария Монтессори называет душами ребёнка и директрисы, устанавливается тесная связь. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности описания того, что собой представляет наша душа, а поверим опыту Марии Монтессори и согласимся с тем, что она у нас есть. И вот когда такая связь установится с каждым из детей происходит то, что наблюдатели со стороны считают проявлением чуда. Например, по команде директрисы группа детей из нескольких десятков человек начинают сохранять такую тишину, что слышно тиканье настенных часов. Конечно, такая тишина не самоцель, а только необходимое условие для выполнения некоторых развивающих упражнений.

Довольно важное значение имеет и обучающий материал. Он подобран таким, чтобы быть максимально полезным для развития того или другого чувств ребёнка. Причём стоит сказать о том, что всё в группе только в одном экземпляре, поэтому есть определённая очерёдность в использовании того или другого обучающего материала. В следующей публикации мы более подробно рассмотрим вопрос о том, что в методике развития Монтессори использовалось для помощи в развитии тех или других чувств ребёнка.

Просмотров страницы - 592


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Поля обязательны к заполнению *

Рекомендуем!

Играйте с нами в развивающую сказку "Удивительное путешествие Жирафика"!

Баннер на сайт copy

Устали размножать планы и откладывать все на завтра?

Не хватает времени и сил?

Хотите гордиться собой? 

Тогда Вам поможет курс:

"Школа организованных мам"

Курс Елены Мулюкиной "

«Школа годовасика»

 - всё, что вам нужно знать о развитии

и воспитании малышей от года до двух!

Школа годовасика

Приглашаем вас в «Школу двухлетки»!

Это интерактивная школа для детей старше двух лет и их родителей. 

"ШКОЛА ДВУХЛЕТКИ!"

школа_1

Подписка на новости сайта

Введите свой e-mail:

RSS-Подписка